Очередное исследование развития безналичных платежей в России лаборатории «СберДанные» Сбербанка совместно с оператором фискальных данных «Платформа ОФД» показало, что в I квартале 2020 г. доля товаров и услуг, оплаченных по карте, составила 53,1%, что соответствует росту на 3,6 п.п. год к году.
Авторы исследования напоминают, что впервые порог 50% был преодолен в прошлом квартале, и с высокой долей вероятности они полагают, что показатели в 2020 г. уже не опустятся ниже этого значения.
«Безнал» в регионах…
По итогам I квартала 2020 г. уже в пяти регионах доля безналичных платежей превысила 60%, хотя в прошлом году такой показатель наблюдался лишь в одном регионе. Лидером по-прежнему является Мурманская область, где 62,6% товаров и услуг были оплачены по карте, на втором и третьем местах находятся Республика Коми (61,8%) и Республика Карелия (61,3%). Даже на фоне заметного роста доли безналичных покупок, отмечают исследователи, отрыв регионов-лидеров от среднего показателя по стране сохраняется примерно на одном уровне уже больше года. Так, доля безналичных платежей в Томской области (58%, 10–е место в рейтинге) превышает средний показатель по стране на 4,9 п.п. Таким образом, заключают эксперты Сбербанка, хотя рынок карточных платежей приближается к точке насыщения, активное развитие наблюдается даже в регионах с высоким проникновением.
Вместе с тем они замечают, что лидером по приросту год к году оказался регион с относительно невысокой долей проникновения «безнала» — Республика Хакасия, где изменение составило сразу 8,1 п.п. год к году, что в 2,2 раза выше показателя по стране. Такой скачок позволил республике преодолеть порог 50% (по карте было оплачено 50,2% покупок). В Москве и Санкт-Петербурге наблюдались умеренные темпы прироста — 2,9 и 3,3 п.п. соответственно.
В среднем в крупнейших городах доля безналичных платежей сопоставима с региональными показателями, что, на взгляд аналитиков Сбербанка, отражает равномерное проникновение. Самым «безналичным» городом стал Сыктывкар (63,6%), при этом у замыкающего десятку лидеров Тобольска показатель не намного ниже — 59,7%. У Москвы и Санкт-Петербурга статистика ожидаемо скромнее — 56,9 и 57,8% соответственно.
Авторы анализа отмечают, что темпы прироста доли «безнала» в крупнейших городах остаются выше темпов по России в целом и по итогам I квартала 2020 г. составили 3,4 п.п. год к году. В совокупности со снижающимся индексом уровня различий между регионами России это показывает экспертам Сбербанка, что инфраструктура для карточных платежей развивается равномерно по всей стране.
…и по категориям трат
Доля безналичных платежей в I квартале продолжила расти по всем основным категориям трат. В результате аналитики Сбербанка видят, что практически во всех сегментах доля безналичного оборота уже устойчиво выше 60%.
Даже в хронически «наличной» категории «Магазинов у дома» произошел резкий рывок, который авторы исследования связывают с введением карантина. Объем безналичных оплат здесь составил 46%, что на 8 п.п. выше показателей прошлого года.
Эпидемия коронавируса может привести к заметному росту доли безналичных расчетов: граждане предпочитают оплату картами, особенно бесконтактными, из опасений заражения. Кроме того, многие торговые точки в принципе отказались от приема наличных денежных средств, особенно при интернет-заказах.
Данные I квартала пока лишь частично отражают эту тенденцию. В феврале доля безналичных расчетов оказалась на 0,5 п.п. выше ожидаемой, а в марте — уже на 0,8 п.п.
Оперативные оценки экспертов Сбербанка изменений за 30 марта—5 апреля подтверждают их выводы по I кварталу. За первую неделю апреля 2020 г. доля «безнала» в обороте, по оценке «Платформы ОФД», увеличилась на 8 п.п. к аналогичному периоду прошлого года. Магазины у дома, как и в I квартале, являются источником наиболее заметных изменений — уже 52% покупок в них были совершены по карте (+14 п.п. к аналогичному периоду прошлого года).
Фактор коронавируса и общих экономических последствий пандемии также значительно повлиял на величину среднего чека. По данным «Платформы ОФД», в I квартале отмечается рост в категориях «Электроника» и «Одежда», что может быть связано со снижением курса рубля. Наоборот, в сегменте «Гостиницы и отели» — падение на 11% год к году что, полагают аналитики Сбербанка, объясняется резким падением спроса. Аналогичная картина в общепите. Основная часть этих изменений приходится на март, но оказалась настолько значительной, что повлияла на результат всего квартала, заключают исследователи.