Инфляционные ожидания населения и бизнеса в июне продолжали снижаться, сообщается в информационно-аналитическом комментарии Банка России «Инфляционные ожидания и потребительские настроения». Продолжающееся снижение связано с усиливающимся влиянием слабого спроса и укреплением рубля.
В июне 2020 г. ООО «инФОМ» по заказу Банка России продолжило проведение всероссийских репрезентативных телефонных опросов населения. Авторы исследования напоминают, что ввиду существенных методологических отличий их результаты не сопоставимы с результатами опросов, проводившихся до марта 2020 г., однако дают важную оперативную информацию о восприятии ценовой динамики и потребительском поведении россиян.
Согласно телефонному опросу, проведенному 1 — 7 июня, 73% респондентов считают, что текущий темп роста цен увеличился по сравнению с январем—февралем. Это на 3 п.п. меньше, чем по результатам опроса 14 — 21 мая. Среди ответов на открытый вопрос о товарах и услугах, рост цен на которые был наиболее заметен россиянам, продолжила снижаться частота упоминания продовольственных товаров, закупавшихся впрок на период самоизоляции, прежде всего — продуктов питания длительного хранения (круп, сахара, гречки, макарон), а также овощей и фруктов. Кроме того, в июне респонденты реже стали говорить о росте цен на лекарства. Замедление роста цен на эти группы товаров отмечалось Росстатом в мае. В то же время, несмотря на снижение частоты упоминаний, респонденты по-прежнему отмечали рост цен на мясную и молочную продукцию.
Согласно данным Росстата, удорожание этих товарных групп замедлилось в мае, что, полагают автры опроса, будет способствовать дальнейшему снижению оценок наблюдаемой населением инфляции.
Краткосрочные инфляционные ожидания продолжили постепенно улучшаться вследствие текущей стабилизации ценовой динамики. Так, доля респондентов, ожидающих значительного ускорения роста цен в ближайший месяц, снизилась, однако, отмечают исследователи, этот вариант ответа все еще остается распространенным.
При снижении краткосрочных инфляционных ожиданий мнение опрошенных о динамике инфляции на горизонте года практически не изменилось. Как и по результатам предыдущего опроса, более половины респондентов все еще ожидают ускорения инфляции в ближайшем году, что, по мнению экспертов «инФОМ», частично может быть связано с опасениями возникновения отложенных последствий эпидемии и опытом прошлых кризисных периодов.
Полученные в ходе опроса результаты подтверждают его авторам краткосрочный характер роста инфляционных ожиданий в апреле и отражают тенденцию к снижению инфляционных ожиданий, сформировавшуюся во второй половине мая. Это снижение может быть связано с укреплением рубля, приходящимся на этот период, с исчерпанием эффектов повышенного спроса на товары первой необходимости, а также спросовыми ограничениями. В дальнейшем под воздействием стабильных внешних условий и сдержанного спроса инфляционные ожидания продолжат снижаться, считают аналитики «инФОМ».
В июне оценки изменения материального положения населения стали более позитивными: на 13 п.п. (до 30%) снизилась доля тех, чье материальное положение ухудшилось. Такой сдвиг после в целом отрицательной тенденции в апреле—мае указывает исследователям на положительные последствия смягчения режима самоизоляции в отдельных регионах. Однако они отмечают, что все еще лишь малая доля опрошенных говорит об улучшении материального положения.
Ожидания изменения материального положения на месячном и годовом горизонте продолжают постепенно улучшаться. Впервые за пять проведенных телефонных опросов об ожидании улучшения материального положения в ближайший месяц говорят больше респондентов, чем об его ухудшении.
Говоря о ценовых ожиданиях предприятий, авторы исследования напоминают, что, по данным опросов IHS Markit PMI, в мае 2020 г. наблюдалось замедление роста цен по сравнению с предыдущим месяцем. В обрабатывающих отраслях темп роста как закупочных, так и отпускных цен замедлился по сравнению с апрелем, оставшись выше уровня второй половины 2019 г. Высокий темп роста цен представители предприятий объясняют проинфляционным давлением произошедшего ранее ослабления рубля, а также ростом издержек поставщиков, связанным в том числе с нарушением логистических цепочек поставок. О наиболее значительном ускорении роста цен говорили представители предприятий, производящих потребительские товары. В то же время в сфере услуг продолжало наблюдаться замедление роста закупочных и снижение отпускных цен, что представители фирм связывали в первую очередь со слабым спросом.
По данным мониторинга предприятий, проведенного Банком России в июне 2020 г., ценовые ожидания на три месяца вперед преимущественно снижались, пока оставаясь на повышенном уровне. О наиболее значительном снижении говорили представители предприятий торговли, а также промышленных и транспортных предприятий. В то же время возросли ценовые ожидания предприятий добычи полезных ископаемых, где основным фактором является динамика мировых цен на сырьевые товары, а также предприятий сферы услуг и строительства.
Ответы на вопрос о причинах изменения цен показали, что основным фактором снижения ценовых ожиданий осталось укрепление рубля и соответствующее снижение издержек. Рост ценовых ожиданий чаще всего связывался с дополнительными расходами на соблюдение мер по нераспространению коронавирусной инфекции. Средний ожидаемый темп роста цен в ближайшие три месяца продолжил снижаться и составил 1,9% в годовом выражении.
Во второй половине мая—июне годовая вмененная инфляция, заложенная в цены ОФЗ-ИН, стабилизировалась. По оценкам Банка России, ожидаемая в ближайшие четыре года инфляция осталась вблизи минимального значения за всю историю обращения указанных ценных бумаг и составляла в отдельные дни 2,2%. Средняя вмененная инфляция в будущем (с августа 2023 г. по февраль 2028 г.) в июне находилась в диапазоне 3,2—3,6%, вблизи минимумов октября.
В мае 2020 г. диапазон прогнозов инфляции на 2020 г., сделанных профессиональными аналитиками, на фоне ухудшения большинства макроэкономических показателей и более негативных ожиданий в отношении спроса снизился и составил 4,1—4,5%. Среднесрочные инфляционные ожидания профессиональных аналитиков не изменились, сохранившись вблизи 4%.
Как и ожидалось аналитиками Банка России, в условиях стабилизации внешних условий при усиливающемся дезинфляционном влиянии слабого спроса, связанного с текущими и отложенными экономическими эффектами мер по борьбе с коронавирусом, рост цен замедлился и инфляционные ожидания снизились. При том, что до конца года вероятно постепенное повышение годовой инфляции вследствие выхода из расчета низких значений второго полугодия 2019 г., с учетом текущих тенденций более вероятно, что инфляция по итогам 2020 г. сложится в нижней части прогнозного диапазона 3,8—4,8%, прогнозируют эксперты Центробанка.