В материалах сборника «Индикаторы цифровой экономики: 2020», выпущенного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, говорится, что отставание России от стран-лидеров по доступу к интернету вызвано не столько техническими проблемами с подключением, сколько нежеланием 16,3% домохозяйств пользоваться им.
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выпустил очередной статистический сборник, продолжающий серию «Индикаторы цифровой экономики». Данную серию Высшая школа экономики готовит ежегодно в партнерстве с Минкомсвязи России и Росстатом. В новом сборнике 20 разделов, в том числе и «Население в цифровой реальности», «Затраты на развитие цифровой экономики», «Кадры цифровой экономики», «Цифровые технологии» и другие.
Согласно материалам сборника, доступ в интернет есть у 76,9%, а широкополосный доступ у 73,6% российских домохозяйств (данные за 2019 г. или за ближайшие годы, по которым есть сведения). В мире лидером по доступу является Южная Корея (99%), Исландия, Нидерланды, Норвегия (по 98%). Рядом с Россией находятся США (78%) и Болгария (75%). Среди факторов, сдерживающих использование интернета в домохозяйствах России, самым весомым стало нежелание людей им пользоваться. Таковых 16,3% от общего числа домохозяйств. 7,5% не хватает навыков для работы в интернете, 4,8% заявили о высоких затратах на подключение, и только у 1,7% нет технической возможности подключиться к сети.
Чаще всего россияне выходят в интернет с помощью мобильных устройств, включая смартфоны. В 2019 г. 66% домохозяйств имели доступ в сеть через гаджеты, на втором месте ноутбуки (38,5%), на третьем — стационарные компьютеры (36,8%). При этом доля ноутбуков и компьютеров сокращается в последние три года, а использование смартфонов для выхода в онлайн растет. В России около 73% тех, кто пользуется интернетом, делают это практически каждый день. В мире больше всего в сети сидят исландцы — 97% из них делают это практически ежедневно.
Интернет жителям России нужен, прежде всего, для того, чтобы участвовать в соцсетях (76,7% используют его именно для этого), звонить по телефону и видеосвязи (71%), общаться через мессенджеры (60,1%), искать информацию о товарах и услугах (56,5%) и осуществлять банковские операции (51,6%). Эксперты ИСИЭЗ отмечают, что онлайн-покупки совершают всего 33,4% россиян, и с интересом ожидают результатов влияния пандемии коронавируса и локдауна на интернет-привычки населения.