Еженедельный анализ динамики потребительского спроса, проводимый лабораторией «СберИндекс» и дивизионом «Корпоративные клиенты 360» Сбербанка, зафиксировал резкое восстановление с 14 по 20 сентября трат в категории «Кафе, бары, рестораны». Она еще показывает снижение к 2019 г., но минимальное.
Аналитики Сбербанка отдельно отмечают резкий всплеск трат в категории «Кафе, бары, рестораны». По итогам недели 14 — 20 сентября падение относительно прошлого года сократилось до 3,9%, хотя в первой половине месяца изменение составляло –20% в годовом выражении (неделей ранее — –23,7% соответственно).
Доля заказов доставки еды онлайн в целом по России после самоизоляции практически вернулась к уровню до «коронакризиса». Во время самоизоляции удельный вес заказов в кафе через интернет вырос с 3,7% в I квартале до 11,9% в апреле, но затем к концу лета снизился до 4,6%. Для сравнения авторы исследования отмечают, что в Москве, где проникновение сервисов доставки выше, чем в других регионах России, этот показатель вырос с 9% в начале года до 12,4% в последнюю неделю августа.
Средний чек заказов с доставкой выше, чем при покупках в офлайне, в два раза (803 руб. и 394 руб. соответственно). Но это, полагают эксперты Сбербанка, может быть связано с тем, что в офлайне учитываются и мелкие кафе, а также столовые, где цены на еду ниже за счет субсидий работодателя.
Во время самоизоляции чеки при онлайн-заказах выросли на 20% по сравнению с I кварталом, а в ресторанах — наоборот, снизились на 20%, поскольку фастфуд продолжал работать, тогда как крупные рестораны были вынуждены закрыться.
В целом же авторы анализа отмечают, что с 14 по 20 сентября потребительские расходы увеличились в годовом сопоставлении на 2,0%, а среднее изменение расходов домохозяйств за последние четыре недели остается на уровне +0,7% соответственно.
Напомним, что, согласно замеру исследовательского холдинга «Ромир», на неделе с 14 по 20 сентября объем повседневных расходов типичной российской семьи вырос в годовом сопоставлении на 4,1%, что вдвое выше темпа, зафиксированного экспертами Сбербанка. Но мы не раз замечали, что у «Ромира» в исследовании учитываются расходы на повседневные товары, а у Сбербанка — на «все и вся». А главное, векторы динамики расходов у них совпали.