Мировая индустрия развлечений и СМИ за период карантина сократилась на 5,6% год к году
Исследование PwC развития индустрии развлечений и СМИ в период первой волны пандемии коронавируса впервые за 21 год его проведения показало самое резкое падение выручки в данной отрасли. Но в пятилетней перспективе авторы исследования прогнозируют ее среднегодовой рост на 2,8%.
Потребительские привычки можно изучать всю жизнь, а измениться они могут всего за время одного карантина, констатируют эксперты PwC в отчете «Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2020–2024 годы». Пандемия COVID-19 ускорила и усилила изменения в поведении потребителей, приблизила внедрение прорывных цифровых технологий и обозначила коренной перелом в различных отраслях экономики, который в обычных условиях не был бы осуществлен на протяжении многих лет. Меры социального дистанцирования и ограничения на передвижение ускорили темпы цифровизации — одной из основных сил, формирующих новый облик всех отраслей экономики. Так, в 2020 г. мир индустрии развлечений и СМИ стал более удаленным, виртуальным, потоковым, персонализированным и, по крайней мере, пока, более ориентированным на жизнь дома, чем этого можно было ожидать в начале года, делают обобщенные выводы авторы исследования PwC.
Рост отрасли резко замедляется…
Пандемия СOVID-19 потрясла весь мир и затронула, в том числе, индустрию развлечений и СМИ. В связи с этим авторы исследования отложили его выпуск на три месяца, чтобы оценить последствия пандемии. Пересмотренный прогноз роста выручки подтвердил им верность такого решения. На фоне глобальной рецессии 2020 г. было зафиксировано наиболее резкое падение выручки мировой индустрии развлечений и СМИ впервые за 21 год проведения данного исследования — на 5,6% по сравнению с 2019 г., или более чем на 120 млрд долл. США в абсолютном выражении. В 2009 г. — в год предыдущего глобального экономического кризиса — расходы населения на товары и услуги индустрии развлечений и СМИ снизились всего на 3,0%, напоминают аналитики PwC.
…но она сохраняет способность к развитию
Они резонно считают, что ударная волна от потрясений 2020 г. будет резонировать в мировой экономике в течение нескольких лет, однако, согласно их прогнозу, основные составляющие роста индустрии развлечений и СМИ не ослабеют. В последние годы, на фоне увеличения ценности медийного опыта в нашей жизни, темпы глобального роста данной отрасли, как правило, превышали динамику увеличения ВВП. Эксперты PwC ожидают, что после сложного 2020 г. она вновь наберет опережающие темпы развития.
Согласно их прогнозам, в 2021 г. расходы населения на товары и услуги индустрии развлечений и СМИ увеличатся на 6,4%. В течение пятилетнего периода, с 2019 по 2024 г., они прогнозируют средний годовой темп прироста выручки на уровне 2,8%.
Изменения ускоряются
Исследование PwC показало, что, как и во всей экономике в целом, кризисные очаги в индустрии развлечений и СМИ распределены неравномерно. Самые тяжелый ущерб понесли компании, вынужденные полностью прекратить свою деятельность из-за коронавируса. В первую очередь те, которые занимаются организацией мероприятий — живых концертов, кинопоказов, отраслевых выставок. Расходы на рекламу также снизились. Кроме того, они увидели, как длительный переход от печатной прессы к цифровым изданиям был ускорен на несколько лет, что привело к падению выручки от реализации газет и журналов на бумажных носителях.
Данные тенденции способствовали, среди прочего, трансформации ряда сегментов индустрии развлечений и СМИ раньше прогнозных сроков. Яркий пример — кассовые сборы и подписка на видео по запросу (SVOD). Еще в 2015 г. сборы в кинотеатрах превышали доходы от абонентской платы за подписку на видео по запросу в три раза. В 2020 г. выручка SVOD обойдет кассовые сборы, в ближайшие пять лет продолжит стремительно расти и в 2024 г. вдвое превысит доходы кинотеатров, прогнозируют аналитики PwC. Другой пример — объем трафика мобильных данных на смартфонах в сравнении с трафиком стационарных компьютеров. В 2019 г. смартфоны начали выходить вперед, а сейчас уже полностью лидируют в том, чтобы стать самым используемым индивидуальным устройством для доступа в интернет.
Победители и проигравшие
Благодаря всеобщей самоизоляции в 2020 г. выручка поставщиков ОТТ-видеоконтента во всем мире выросла на 26%. Авторы исследования ожидают, что в ближайшие годы она продолжит уверенный рост и почти удвоится — с 46,4 млрд долл. в 2019 г. до 86,8 млрд долл. в 2024 г. Также по их мнению, трудно было придумать более удачный момент для запуска потокового сервиса Disney+, чем конец 2019 г.: в августе 2020 г. аудитория сервиса достигла 60,5 млн человек на фоне прогноза 60—90 млн абонентов к 2024 г. Исследователей не удивляет, что на фоне активного развития потоковых сервисов ускоренная пандемией COVID-19 цифровизация стимулирует рост глобального потребления данных. Согласно их прогнозу, в 2020 г. мы будем использовать на 33,8% больше данных, чем годом ранее, а к 2024 г. объем потребляемых данных по всему миру составит 4,9 квадриллиона мегабайт по сравнению с 1,9 квадриллиона мегабайт в 2019 г.
На другой чаше весов сегменты, понесшие самые тяжелые потери. Многие кинотеатры были закрыты, а премьеры фильмов отложены, и эксперты PwC прогнозируют снижение выручки индустрии кино в этом году почти на 66%. Также, считают они, маловероятно, что потерянные высоты будут снова взяты: согласно их прогнозу, выручка кинотеатров в 2024 г. будет ниже уровня 2019 г.
Еще одно последствие пандемии — резкое усиление тенденции к снижению объемов распроданных тиражей газет и потребительских журналов в 2020 г.; совокупная выручка просела на 14% – больше всего пострадали журналы. Цифровые решения подсластили горькую пилюлю: в 2023 г. доходы потребительских журналов от цифровой рекламы превысят доходы от рекламы в печатных изданиях. Компании других секторов также будут предпринимать невероятные усилия в надежде восстановить подорванные в 2019 г. темпы роста. В частности, сектор рекламы, который в 2020 г. потеряет 13,4% и заработает только 559,5 млрд долл., сможет вернуться к уровню 2019 г. только к 2022 г., прогнозируют исследователи PwC.
Тем не менее, ряд «традиционных» СМИ не сдали свои позиции, несмотря на последствия пандемии и ускорение цифровизации. В период самоизоляции резко возросли продажи книг; с 2019 по 2024 г. авторы исследования прогнозируют среднегодовой прирост книжных продаж на уровне 1,4 %; к 2024 г. они составят 64,7 млрд долл. Примечательна экспертам PwC значительная роль технологий: все больше людей не расстаются со смартфонами, из умных колонок все чаще звучат аудиокниги, мы все чаще потребляем контент на ходу.
Еще один старожил индустрии — сегмент живых мероприятий — должен приспособиться к новым реалиям стремительно «оцифровывающегося» мира. Большую часть года концертные залы, выставочные центры и стадионы были закрыты, однако ряд мероприятий был организован на основе цифровых платформ, что позволило поклонникам быть ближе к своим кумирам. В середине 2020 г. в Лондоне организаторы музыкального фестиваля Wireless Festival совместно с командой MelodyVR представили записи живых выступлений таких исполнителей, как Cardi B, Travis Scott и Migos, в формате виртуальной реальности. На концерты «пришли» более 130 000 зрителей из 34 стран.
Перспективы в целом обнадеживают
Хотя для многих отраслей, включая многие сегменты индустрии развлечений и СМИ, 2020 г. выдался непростым и меняющим все прежние правила деятельности, авторам исследования очевидно, что потребительский спрос на текущий разнообразный и постоянно расширяющийся спектр медиауслуг продолжает расти. Представленные в их отчете показатели выручки этого года отражают всю силу экономического спада и одновременно — ускорения темпов цифровизации, вызванных COVID-19, однако в долгосрочной перспективе будущее индустрии развлечений и СМИ представляется в целом вполне оптимистическим. Также эксперты PwC не сомневаются, что, по мере возвращения к обычному порядку вещей, в посткризисном мире, как и прежде, будут и победители, и проигравшие.
«Российская индустрия развлечений и медиа в ближайшие пять лет продолжит демонстрировать относительно высокие среднегодовые темпы роста на уровне 5,2%. Самыми быстрорастущими сегментами в период до конца 2024 г. будут OTT-видео и гейминг, которые можно назвать «бенефициарами» происходящего изменения потребления медиа на фоне пандемии», — комментирует исследование Олег Малышев, партнер, лидер практики медиа и развлечений PwC в России.