В ежемесячном докладе Института «Центр развития» НИУ ВШЭ о динамике интенсивности промышленного производства отмечается, что после «коронавирусного» спада в феврале — июне 2020 г. с июля по октябрь наблюдался подъем индекса интенсивности промпроизводства, который практически приостановился в ноябре.
Говоря о текущей тенденции динамики интенсивности промышленного производства, ученые ЦР НИУ ВШЭ констатируют, что прирост относительно предыдущего месяца составил всего 0,01% (по данным Росстата, зафиксировано увеличение на 1%, по оценке ЦМАКП, имело место увеличение на 1,4%).
В ноябре 2020 г. по сравнению с предыдущим месяцем интенсивность добычи полезных ископаемых снизилась на 0,1%; обрабатывающих производств — увеличилась на 0,2%;обеспечения электроэнергией, газом и паром — уменьшилась на 0,4%; водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений — снизилась на 0,4%.
В августе — октябре имел место прирост индекса интенсивности добычи полезных ископаемых (в основном за счет роста интенсивности добычи нефти благодаря смягчению ограничений в рамках ОПЕК+), но в ноябре интенсивность добычи нефти снизилась.
С начала текущего года (в ноябре 2020 г. по сравнению с декабрем 2019 г.) индекс интенсивности промышленного производства снизился на 3,5%. У добычи полезных ископаемых он уменьшился на 9,1%; у обрабатывающих производств — увеличился на 1%; обеспечения электроэнергией, газом и паром — снизился на 1,1%; водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений — увеличился на 2,6%.
В ноябре 2020 г. индекс интенсивности промышленного производства в целом относительно января 2013 г. увеличился на 8,9%. Интенсивность добычи полезных ископаемых возросла на 5,4%; интенсивность обрабатывающих производств — на 15,6%; интенсивность обеспечения электрической энергией, газом и паром уменьшилась на 6,1%; водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений — снизилась на 1,5%.
За рассматриваемый период (с января 2013 г.) в наибольшей степени возросла интенсивность производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (на 128%); сбора, обработки и утилизации отходов, обработки вторичного сырья (на 88%); предоставления услуг в области добычи полезных ископаемых(на 83,9%);производства готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (на 58,6%); производства мебели (на 57,8%). В тоже время, по подсчетам ученых ЦР, весьма ощутимо снизилась интенсивность предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов — на 46,1%, производства табачных изделий — на 35,3%, ремонта и монтажа машин и оборудования — на 33,3%, сбора и обработки сточных вод — на 32,4%.
По состоянию на ноябрь 2020 г. непрерывный рост интенсивности в течение пяти и более месяцев подряд имел место в следующих видах экономической деятельности:
–добыча руд цветных металлов (восемь месяцев),
–производство мебели (восемь),
–производство текстильных изделий (семь),
–производство прочей неметаллической минеральной продукции (семь),
–производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (семь),
–производство химических продуктов и химических веществ (шесть),
–производство изделий из пластмасс (шесть),
–производство ювелирных изделий, бижутерии и подобных товаров (шесть),
–добыча полезных ископаемых, не включенных в другие группировки (пять месяцев).
Непрерывное снижение интенсивности в течение пяти и более месяцев подряд эксперты ЦР НИУ ВШЭ наблюдали в следующих видах экономической деятельности:
–производство и распределение газообразного топлива (шесть месяцев),
–производство, передача и распределение электроэнергии, пара и горячей воды; кондиционирование воздуха (пять месяцев).