По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в ноябре 2020 г. было выдано 88,5 тыс. автокредитов или на 19,1% больше, чем в ноябре 2019 г. (74,3 тыс. ед.). Такой рост связан, прежде всего, с окончанием в ноябре госпрограмм льготного автокредитования и стремлением граждан успеть взять кредиты на приобретение автомобилей по улучшенным условиям до 30 ноября. В то же время в сравнении с предыдущим месяцем количество выданных автокредитов незначительно сократилось – на 1,2% (в октябре 2020 года – 89,6 тыс. ед.).
В свою очередь объём рынка новых легковых автомобилей, согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в ноябре 2020 г. снизился на 4,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 131,5 тыс. единиц (в ноябре 2019 г. – 137,1 тыс. ед.).
В свою очередь среднее значение Персонального кредитного рейтинга (ПКР) заемщика по автокредитам в ноябре 2020 г. составило 683 балла, снизившись за месяц на 3 балла (минимальное значение – 300 баллов, максимальное – 850 баллов).
Наибольшее количество автокредитов в регионах РФ в ноябре 2020 г. было выдано в Москве (6,7 тыс. ед.), Санкт-Петербурге (5,2 тыс. ед.), Московской области (5,1 тыс. ед.), а также в республиках Татарстан (4,2 тыс. ед.) и Башкортостан (3,9 тыс. ед.).
При этом самую серьёзную динамику роста количества выданных автокредитов (среди 30 регионов-лидеров по объёмам выданных кредитов данного вида) в ноябре 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продемонстрировали Кировская (+78,9%), Ульяновская (+37,2%), Нижегородская (+34,3%), Омская (+31,5%) области, а также Пермский край (+30,9%). Единственным регионом из топ-30, в котором было отмечено снижение показателя, стала Кемеровская область (-29,6%), В Москве и Санкт-Петербурге рост выдачи составил 8,8% и 14,6% соответственно.
«В апреле-мае 2020 г. выдача автокредитов сильно «упала», однако затем быстро и полностью восстановилась, демонстрируя высокий уровень», – полагает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. По его словам, такая активность была обусловлена реализацией отложенного спроса на покупку автомобилей, который сформировался весной, в период жестких «карантинных» мероприятий. Помимо отложенного спроса, основными причинами активности на авторынке стали расширение условий госпрограмм льготного автокредитования, а также ожидание роста цен на автомобили.
«После весеннего «провала» авторынок и автокредитование начали отыгрывать потери, – отмечает исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. – В последние месяцы обеим отраслям даже удавалось синхронно демонстрировать положительную динамику». По прогнозам эксперта, в декабре и первом квартале следующего года авторынок и рынок автокредитования будут снижаться, если не будут возобновлены госпрограммы.