Очередной анализ результатов проводимого Росстатом ежемесячного опроса около 4 тыс. руководителей средних и крупных промпредприятий привел ученых Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ к заключению, что в декабре ожидания начала в 2021 г. компенсационного роста промышленности чуть окрепли.
В информационно-аналитическом материале «Деловая активность российской промышленности в декабре 2020 г. Итоги 2020 г. Проблемы отрасли» эксперты ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ отмечают, что фактически за прошлый год отрасль побывала во всех фазах экономического цикла, от уверенности в развитии бизнеса в первые два месяца года до значительного пессимизма, вплоть до панических настроений, весной—в начале лета. Подобная динамика даже с большей турбулентностью наблюдалась ими последний раз 12 лет назад, в период мирового финансово-экономического кризиса 2008 — 2009 гг.
Тем не менее, конец года промышленность завершила с фоновым позитивом, особенно позитивно выглядит индикатор ожиданий на ближайшие четыре месяца. И аналитики ЦКИ считают, что именно предпринимательские ожидания способны заставить экономику в целом двигаться в том или ином направлении, а управление ожиданиями вполне может оказаться наиболее важной функцией макроэкономической политики, в том числе налоговой и монетарной.
Основной удар по промышленности в частности и экономике в целом был нанесен со стороны резкого падения совокупного спроса на реализуемую продукцию отрасли. Падение потребительского спроса ученые ЦКИ объясняют практически самым мощным (сопоставимым с 2016 г.) за последние 20 лет падением реальных располагаемых денежных доходов населения, которые оценочно снизятся в 2020 г. на 4,1—4,3%. Это больше 2 трлн руб. выпадающих доходов населения по сравнению с 2019 г.
Сокращение платежеспособного спроса домашних хозяйств и их переход от потребительской модели поведения к сберегательной привели к снижению объемов производства на промышленных предприятиях. Но исходя из обобщенных мнений предпринимателей и их ожиданий развития своего бизнеса, эксперты ЦКИ с осторожностью ожидают начала компенсационного роста промышленности примерно со II квартала текущего года, делая при этом оговорку, что данное возможное явление будет определяться не только естественным улучшением бизнес-климата, но и во многом низкой базой сравнения с показателями прошлого года со II квартала.
Главный результирующий композитный индикатор исследования — Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в добывающей промышленности увеличился в декабре относительно предыдущего месяца на 2 п.п. и достиг положительного значения (+1%). В обрабатывающей промышленности индикатор вырос на 1 п.п., оставшись при этом в отрицательной зоне (–3%). В распределительной отрасли, включая электроэнергетику, ИПУ незначительно (на 1 п.п.) ухудшился по сравнению с ноябрем, составив (–3%).
К негативным результатам декабрьского обследования авторы анализа относят снижение среднего уровня загрузки производственных мощностей на промышленных предприятиях. В добывающих производствах данный показатель ухудшился за месяц с 65,3 до 63,9%, в обрабатывающих производствах — с 62,3 до 61,8% соответственно. Хотя в обеих отраслях производственные мощности в декабре 2020 г. использовались более интенсивно по сравнению с месяцами строгих коронавирусных ограничений, их загрузка была заметно ниже, чем в предыдущие годы.
Крайне высоким остается давление на промышленное производство экономической и пандемической неопределенности. Начиная с апреля 2020 г., негативное воздействие «неопределенности экономической ситуации» ежемесячно отмечали более половины руководителей предприятий обрабатывающей промышленности и более 40% руководителей добывающих производств. На втором месте рейтингов лимитирующих факторов в обеих отраслях расположился «недостаточный спрос на продукцию предприятия» (50 и 31% респондентов в декабре 2020 г. соответственно), а на третьем — «высокий уровень налогообложения» (43 и 30%).
Баланс оценок изменения спроса в обработке впервые за два года положительный
В декабре 2020 г. продолжилась позитивная коррекция двух показателей первого ряда, характеризующих деловой климат в обрабатывающей промышленности — спроса и выпуска. При этом аналитики ЦКИ заостряют внимание на том, что баланс оценок изменения спроса на производимую продукцию после роста на 2 п.п. относительно ноября перешел в зону положительных значений — впервые за последние два года. Также они отмечают, что оценки этого показателя практически непрерывно улучшались на протяжении восьми месяцев, после вертикального обвала в апреле 2020 г. до (–23%). Сложившийся в декабре уровень спроса на продукцию предприятия 36% руководителей считали «ниже нормального», то есть недостаточным для текущей ситуации (в эпицентре коронакризиса такого мнения придерживались 47% респондентов).
Баланс предпринимательских оценок изменения выпуска продукции увеличился в декабре по сравнению с предыдущим месяцем на 1 п.п. до +4%. Всего за апрель — декабрь 2020 г. этот показатель вырос на 23 п.п., причем на протяжении последних четырех месяцев сохранялись положительные значения баланса оценок, свидетельствующие авторам анализа о росте промышленного производства.
Вполне позитивно, согласно результатам обследований, ученые ЦКИ оценивают ситуацию с занятостью в обрабатывающей промышленности. Совокупные мнения и ожидания руководителей предприятий ухудшились в период пандемических ограничений не так резко, как их оценки других показателей промышленной деятельности. Баланс изменения оценок численности занятых достиг минимума (–7%) в мае — июле 2020 г., а в августе — декабре восстановился до значения –1%. Оценки ожидаемого изменения показателя в ближайшей перспективе также стабильно улучшались, свидетельствуя о намерениях предпринимателей расширять занятость.
Оценки финансового положения обрабатывающих производств обрушились в апреле 2020 г. наиболее резко среди всех показателей обследования и сохраняли свои крайне низкие значения в мае — июне. Во второй половине года мнения предпринимателей постепенно улучшались, хотя негативные оценки по-прежнему доминировали. Так, балансы оценок обеспеченности промышленных предприятий собственными финансовыми ресурсами в ноябре и декабре 2020 г. достигли –7%, что на 16 п.п. превышало рекордно низкие параметры мая. Баланс оценок изменения прибыли составлял в декабре –11%, превысив значение ноября и мая на 1 и 17 п.п. соответственно.
Комментарий и прогноз
Оценивая деятельность отечественной промышленности в целом в 2020 г., директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович признает ее удовлетворительной. Даже без официальных итоговых данных за 2020 г. он убежден, что российская промышленность понесла в прошлом году наименьшие потери среди развитых и развивающихся стран (кроме Китая).
Объясняет это ученый несколькими факторами. Главное — быстрый и относительно масштабный экономический маневр, который провело Правительство России в лице своих экономических регуляторов и ЦБ РФ по антикризисной и стабилизационной помощи, включая финансовую, для минимизации потерь в экономике и социальных последствий для населения, особенно низкодоходного. Г. Остапкович отмечает, что большая часть государственных экономических бонусов пришлась на предприятия крупного промышленного бизнеса, в том числе на отраслеобразующие и стратегические предприятия, которые напрямую (по виду собственности) или косвенно (через госзаказы) аффилированы с государством, а оно, по словам руководителя ЦКИ, «своих не бросает». Учитывая нынешнюю отраслевую структуру российской промышленности, именно эти фигуранты и частично эффективные предприятия среднего бизнеса вносят подавляющий вклад в формирование экономического тренда промышленного производства в целом.
Другим фактором относительно небольшого спада российской промышленности в прошлом году ученый называет некоторую изоляцию отрасли от создания торгуемых товаров (кроме добывающей промышленности) с одновременным участием многих стран. Правда, он отмечает, что подобный «позитивный» механизм может работать только на спаде мирового производства, а в период роста гораздо предпочтительней, чтобы российская промышленность стала более активным участником производства глобальных торгуемых товаров и вносила свой существенный вклад в межстрановые цепочки добавленной стоимости.
Способствовало минимизации производственных потерь в отрасли и то, что в отличие от сферы услуг, торговли, транспорта и даже строительства, большую часть промышленности, которая работает в непрерывном режиме, нельзя остановить.
Относительно перспектив отрасли директор ЦКИ полагает, что, скорее всего, во II квартале текущего года Росстат зафиксирует начало компенсационного роста отрасли, в том числе и из-за низкой базы сравнения с прошлым годом, а полный выход на годовой объем промышленного производства 2019 г. при благоприятной внутренней и внешней экономической и ценовой конъюнктуре займет примерно год.
Основной экономической проблемой на ближайший период ученый видит восстановление совокупного спроса на продукцию промышленных предприятий, особенно эта касается потребительского спроса. «Если реальные располагаемые денежные доходы населения перейдут в текущем году в интенсивное повышательное “ралли”, то и промышленность начнет наращивать объемы производства, так как у населения за последние годы падения и стагнации доходов (с учетом спада доходов в 2020 г. их общее снижение по сравнению с 2013 г. составит примерно 10%) накопился большой отложенный спрос, особенно на дорогостоящие товары длительного пользования», — считает Г. Остапкович.
При этом он призывает концентрироваться не только на антикризисной повестке и восстановительном маневре, а готовить базу для перехода экономики, включая промышленность, в фазу устойчивого роста за пределами 2021 г., адаптируясь к новым постпандемическим вызовам, включая ускорение цифровой трансформации и конкуренцию за новые рынки.
Индекс предпринимательской уверенности организаций обрабатывающих производств по России и отдельным странам1) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
,% |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Источник: Росстат