В начале 2021 г. деловая активность оставалась на достигнутых в конце 2020 г. уровнях. В течение 1-го полугодия ожидается возобновление восстановления российской экономики, говорится в очередном выпуске макроэкономического бюллетеня «О чем говорят тренды», подготовленном Департаментом исследований и прогнозирования Банка России.
В резюме авторы бюллетеня «О чем говорят тренды» отмечают, что из-за коронакризиса динамика цен в России в 2020 г. отличалась повышенной волатильностью: периоды низких темпов роста цен сменялись периодами повышенных темпов, и наоборот. В итоге 2021 г. начался на волне повышенной ценовой динамики, определяемой в основном разовыми факторами, особенно в сегменте продовольственных товаров. Повторное введение части ограничений в России приостановило процесс восстановления экономики, но практически не сказалось на потребительском спросе и не создало дезинфляционного давления. При этом мягкая денежно-кредитная политика продолжает поддерживать экономическую активность и внутренний спрос, в частности через рост кредитования. По оценкам экспертов Банка России, текущий уровень инфляционного давления с поправкой на влияние временных и разовых факторов остается вблизи 4%.
Они считают, что в январе годовая инфляция превысила 5% и предполагают начало ее снижения с марта после прохождения локального максимума. Это авторы бюллетеня отчасти связывают с эффектом низкой базы. Эффект переноса произошедшего с марта 2020 г. ослабления рубля продолжает проявляться в потребительских ценах.
Экономика в целом в IV квартале «встала на паузу» из-за усиления ограничений и самоограничений, связанных с ростом заболеваемости коронавирусом. При этом в экспортных отраслях и отраслях промежуточного потребления восстановление продолжилось, в то время как потребительский спрос несколько снизился.
На российском финансовом рынке в первые три недели 2021 г. сохранились позитивные тенденции из-за увеличения глобального аппетита к риску.
Особое внимание в данном выпуске бюллетеня его авторы уделяют структурным облигациям как потенциальной альтернативе депозитам и приходят к следующим выводам.
В течение последнего года наблюдался рост интереса физических лиц к инструментам фондового рынка, в том числе к активам с повышенным риском. Притоку средств в структурные облигации способствовало как снижение ставок по банковским вкладам в условиях смягчения денежно-кредитной политики Банком России в течение 2020 г., так и рост волатильности на фондовом рынке на фоне повышенной неопределенности вокруг пандемии.
Несмотря на то, что значительная часть структурных облигаций представляла из себя инструменты с защитой капитала, они остаются сложными для понимания и оценки. Они также несут в себе кредитные риски эмитента, включающие возможность банкротства и задержки платежей, а также риски ликвидности и рыночные риски при продаже на вторичном рынке.
С учетом описанных рисков, а также явных и неявных комиссий, доходность таких продуктов с высокой долей вероятности будет ниже доходности от инвестирования в классические инструменты. Так, реализованная доходность по уже погашенным выпускам структурных облигаций в 2020 г. заметно уступала доходности депозитов, открытых в 2019 г.
Если начинающие инвесторы будут разочарованы в доходности таких инвестиций, то может произойти сокращение спроса на новые выпуски при падении популярности данных продуктов, а также снижение доверия к фондовому рынку со стороны инвесторов в целом. Это несет риски повышения волатильности на финансовом рынке в результате усиления неравномерности в притоках и оттоках средств населения.
На этом фоне важным является формирование полноценного понимания физическими лицами, не имеющими опыта инвестирования на фондовом рынке, всех рисков, которые связаны с переходом из статуса вкладчиков в статус инвесторов, включая возможность потери дохода и вложенных средств. Поэтому эксперты Банка России рекомендуют розничным инвесторам воздерживаться от приобретения сложных инвестиционных продуктов, риски которых они не в состоянии в полной мере оценить.