В феврале по сравнению с январем 2021 г. потребительские цены, по данным Росстата, повысились на 0,8%, по сравнению с декабрем 2020 г. — на 1,5% (в феврале 2020 г. — на 0,3 и 0,7% соответственно). Таким образом, в феврале инфляция к предыдущему месяцу ускорилась на 0,1 п.п. (0,7% в январе).
Цены на товары в прошлом месяце, согласно сообщению Росстата, выросли на 0,9% (+0,8% в январе), из них продовольственные товары подорожали на 1,2% (+1,0% соответственно), последние без плодоовощной продукции — на 0,6% (+0,5%), плодоовощная продукция — на 5,6% (+4,8%), непродовольственные товары выросли в цене на 0,6% (+0,5%). Услуги в феврале стали дороже на 0,4%, как и в январе, но это с округлением, а реально в прошлом месяце цены на них выросли динамичнее на 0,6 п.п.
Как видим, плодоовощная продукция усилила свою ведущую сезонную роль в инфляции, но поработали на нее и все другие укрупненные составляющие.
Более же конкретно статведомство информирует, что в феврале прирост цен на отдельные виды плодоовощной продукции составил: на огурцы — 18,0%, бананы — 8,9, виноград — 8,5, картофель — 8,1, зелень свежая — 7,7, морковь — 7,5, помидоры — 7,1%. Вместе с тем цены на апельсины снизились на 6,2%, грибы — на 0,4, лимоны — на 0,3%.
Яйца куриные подорожали в среднем по России на 2,3%, при этом в 20 субъектах Российской Федерации — на 0,1—1,5%, в 27 субъектах — на 1,6—4,0%, в 31 субъекте — на 4,1—12,9%. В Чукотском автономном округе цены не изменились. В шести субъектах яйца куриные подешевели на 0,3—3,5%.
На масло подсолнечное цены в среднем по России выросли на 0,2%, при этом в 20 субъектах Российской Федерации — на 0,1—0,9%, в 20 субъектах — на 1,0—1,9%, в девяти субъектах — на 2,0—4,1%. В трех субъектах цены не изменились. В то же время в 17 субъектах масло подсолнечное подешевело на 0,1—0,9%, в 16 субъектах — на 1,0—4,3%.
Среди прочих продовольственных товаров стали дороже: куры охлажденные и мороженые — на 4,7%, маргарин, окорочка куриные, икра лососевых рыб отечественная — на 2,3—2,8%, макаронные изделия, рыба мороженая неразделанная, кальмары мороженые — на 1,5%.
Одновременно в среднем по России наблюдалось снижение цен на сахар-песок на 0,8%, в том числе в 19 субъектах Российской Федерации — на 0,1—0,9%, в 17 субъектах — на 1,0—1,9%, 15 субъектах — на 2,0—6,9%. В четырех субъектах цены не изменились. В 18 субъектах сахар-песок подорожал на 0,1—0,9%, в 12 субъектах — на 1,0—5,4%.
Из наблюдаемых продовольственных товаров также подешевели: рыба мороженая разделанная (кроме лососевых пород), соль и пшено — на 0,5%, пиво и консервы фруктово-ягодные для детского питания – на 0,2%, карамель, перец черный и коньяк — на 0,1%.
Среди отдельных групп непродовольственных товаров больше всего цены повысились на табачные изделия (+1,7%).
Следом по ценовому приросту оказались строительные материалы (+1,45%). Росстат конкретизирует, что среди них увеличились цены: на металлочерепицу — на 5,0%, плиты древесностружечные, ориентированно-стружечные — на 4,3%, доски обрезные — на 2,0%, ламинат — на 1,8%.
Тройку лидеров по удорожанию в феврале среди непродовольственных товаров замкнул автомобильный бензин (+0,9%).
Наоборот, снизились цены в феврале на электротовары и другие бытовые приборы (–0,4%). В частности — на миксеры и блендеры (–1,0%), электроутюги с терморегулятором (–1,1%).
Также подешевели компьютеры планшетные, флеш-накопители USB, наушники беспроводные, одежда, трикотажные изделия и обувь (–0,3—1,1%).
Среди групп и видов услуг наибольшее подорожание в феврале показали услуги пассажирского транспорта (+1,85%). Росстат отмечает, в частности, что выросли цены на авиаперелет экономическим классом — на 7,6%, проезд в купейных вагонах скорых фирменных и нефирменных поездов — на 2,7 и 2,6% соответственно, в такси — на 1,8%, в пригородном поезде — на 1,0%. В то же время проезд в плацкартных вагонах скорых фирменных поездов подешевел на 0,5%.
Цены на услуги зарубежного туризма в целом выросли в феврале на 1,7%, на услуги организаций культуры — на 1,1%. Так, среди услуг туризма и отдыха подорожали: поездки на отдых в ОАЭ — на 8,4%, в Турцию — на 7,7, билеты в театры — на 1,6, в кинотеатры — на 0,8, экскурсионные туры по России — на 0,7%, путевки в дома отдыха и пансионаты — на 0,5%.