Рост экономики продолжился в I квартале. Это подтверждается данными официальной статистики за январь — февраль, а также динамикой оперативных индикаторов в марте, отмечается в очередном выпуске макроэкономического бюллетеня «О чем говорят тренды», подготовленном Департаментом исследований и прогнозирования Банка России.
В марте сохранилось повышенное инфляционное давление, в том числе из-за действия устойчивых проинфляционных факторов на стороне спроса и предложения. Мягкая денежно-кредитная политика и бюджетные меры продолжают поддерживать экономическую активность и внутренний спрос, в том числе через рост спроса на кредиты. Восстановление мировой экономики позитивно влияет на динамику российского экспорта и смежных отраслей, а также приводит к росту цен на мировом товарном рынке. В такой ситуации, по мнению авторов бюллетеня, действие устойчивых факторов инфляции будет ослабевать, но постепенно, что обусловливает необходимость перехода к нейтральной денежно-кредитной политике. В итоге возврат годовой инфляции к 4,0% задержится до первой половины 2022 г.
В марте годовая инфляция достигла своего локального пика 5,8%. Ее отклонение от 4% эксперты Банка России в значительной степени связывают с действием разовых факторов. Однако вклад устойчивых компонент роста цен в инфляцию усиливается, отмечают они.
В феврале российская экономика выросла с поправкой на негативный статистический эффект високосного года и сезонность. В марте экономическая активность также увеличилась, судя по оперативным показателям — в частности, по потреблению электроэнергии и отраслевым финансовым потокам.
Российский фондовый рынок в марте находился под воздействием преимущественно негативного внешнего новостного фона. Дальнейшее увеличение доходности длинных облигаций правительства США повысило премию за риск при инвестициях в рискованные активы, в том числе в странах с формирующимися рынками.
В данном выпуске бюллетеня в фокусе внимания его авторов оказались капитальные инвестиции.
Аналитики регулятора отмечают, что инвестиции в основной капитал в 2020 г. снизились меньше, чем экономическая активность в целом. Основное сокращение инвестиций произошло в капиталоемких отраслях промышленности и услуг.
В разрезе размера предприятий сильнее всего инвестиции снизились в малом бизнесе, обладающем меньшим запасом прочности и широко представленном в наиболее пострадавшем от последствий пандемии секторе услуг.
В структуре инвестиций в основной капитал в 2020 г. сохранился позитивный долгосрочный тренд на увеличение доли наиболее производительных компонент: инвестиций в машины и оборудование и в интеллектуальную собственность.
Инвестиции прошли «дно» спада во II квартале и начали восстанавливаться несколько позже, чем потребление. Однако эксперты ЦБ констатируют, что с конца прошлого года инвестиционная активность быстро увеличивается, превысив коронавирусный уровень. Это подтверждается, в том числе, уверенным ростом инвестиционного импорта, ускорением роста цен производителей инвестиционных товаров и данными оперативных индикаторов в начале 2021 г.
Аналитики Банка России прогнозируют, что устойчивый рост средне-и долгосрочного корпоративного кредитования окажет поддержку инвестиционному спросу предприятий в дальнейшем. При этом по-прежнему высокая неопределенность, прецеденты административного регулирования в некоторых секторах, снижение поддержки со стороны бюджета, а также остающиеся пониженными инвестиции в добывающих отраслях (из-за действия сделки ОПЕК+) сдержат дальнейший быстрый рост инвестиций после завершения фазы активного восстановительного роста.