В ежеквартальном выпуске информационно-аналитического комментария «Платежный баланс Российской Федерации» Банк России отмечает улучшение динамики экспорта и импорта товаров в I квартале 2021 г. и при этом — ослабление профицита счета текущих операций из-за сокращения сальдо торгового баланса.
Профицит счета текущих операций в I квартале 2021 г. сократился до 16,8 млрд долл. США (I квартал 2020 г.: 23,0 млрд долл.) за счет сжатия положительного сальдо торгового баланса на 26% год к году. Авторы комментария объясняют это произошло в основном быстрым восстановлением импорта товаров из‑за роста деловой активности в отраслях обрабатывающей промышленности в России. При этом экспорт товаров снизился незначительно. В то же время уменьшение профицита торгового баланса частично компенсировалось сужением дефицита баланса услуг, связанным с более существенным сокращением импорта услуг из‑за ограничений на зарубежные поездки.
Снижение стоимостного объема экспорта товаров и услуг замедлилось до 4% год к году (IV квартал 2020 г.: –17% соответственно) на фоне роста физических объемов поставок. Поддержку экспорту оказало и улучшение ценовой конъюнктуры на мировом рынке основных российских экспортных товаров. По данным Всемирного банка, в I квартале 2021 г. мировые цены на ключевые сырьевые товары — нефть, природный газ, уголь, алюминий, железную руду, медь и никель — выросли как к аналогичному периоду 2020 г., так и по сравнению с предыдущим кварталом. Поддержку ценам оказал продолжающийся рост деловой активности в мире, который сосредоточен в промышленном секторе.
Стоимостный объем импорта товаров и услуг перешел от снижения на 10% год к году в IV квартале 2020 г. к увеличению на 1% в I квартале 2021 г. в условиях роста деловой активности в отраслях обрабатывающей промышленности в России.
Представляя в комментарии финансовый счет платежного баланса страны, эксперты Банка России сообщают, что в I квартале 2021 г. чистое кредитование органами государственного управления и Центральным банком остального мира составило 1,2 млрд долл. (I квартал 2020 г.: 0,3 млрд долл.). Нетто‑покупки нерезидентами российских государственных облигаций на вторичном рынке в I квартале 2020 г. в объеме 0,5 млрд долл. сменились их нетто‑продажами в размере 3,3 млрд долл. в I квартале 2021 г. Это, поясняют авторы комментария, происходило из‑за санкционных рисков, невысокого интереса инвесторов к риску в условиях пандемии и роста базовых доходностей гособлигаций в развитых странах, уменьшающих при прочих равных условиях привлекательность гособлигаций стран с формирующимися рынками в местных валютах.
Чистое кредитование частным сектором России остального мира сузилось до 11,8 млрд долл. (I квартал 2020 г: 18,1 млрд долл.). В I квартале 2021 г. оно сформировалось преимущественно за счет наращивания иностранных активов, а не снижения иностранных обязательств, как в прошлом году. Увеличились иностранные активы как банков, так и прочих секторов. При этом наибольший вклад в прирост зарубежных активов прочих секторов был со стороны прямых инвестиций. Иностранные обязательства прочих секторов в I квартале 2021 г. изменились незначительно, тогда как в аналогичный период 2020 г. они заметно снизились. В отличие от I квартала 2020 г., прочие секторы смогли нарастить иностранные обязательства в виде прямых инвестиций в I квартале 2021 г., что нивелировало продолжающееся снижение обязательств в форме портфельных инвестиций, а также их сокращение в виде ссуд и займов. Интенсивность снижения иностранных обязательств банков существенно замедлилась.
Резервные активы в I квартале 2021 г. увеличились в результате операций на 3,7 млрд долл., в основном за счет покупки иностранной валюты в рамках бюджетного правила. Вместе с тем, отмечают эксперты регулятора, их рост за счет операций, отраженных в платежном балансе, оказался существенно меньшим, чем величина прочих изменений и отрицательных переоценок, которые были связаны со снижением мировой цены золота и укреплением доллара США в течение I квартала 2021 г. В итоге уровень международных резервов снизился на 22,5 млрд долл., до 573,3 млрд долл. к 1 апреля 2021 г. При этом он остается на высоком уровне, достаточном для финансирования импорта товаров и услуг в течение 23 месяцев, констатируют аналитики Банка России.