Рассказывают и размышляют об этом эксперты международной страховой группы Coface.
Они отмечают, что в декабре взор мирового сообщества был прикован к Турции: темпы инфляции в стране достигли 19-летнего рекорда — 36% в годовом выражении. Это стало следствием резкого ослабления лиры в ноябре и декабре на фоне решения турецкого ЦБ о снижении ключевой ставки на целых 500 базисных пунктов (5 п.п.). Отражая стремительное удорожание практически всего, индекс цен производителей в декабре вырос на 19,1% по сравнению с ноябрем. С другой стороны, промышленное производство страны продолжает расти, а объемы турецкого экспорта по итогам ушедшего года достигли исторической отметки в 225,4 млрд долл. — на 33% больше, чем в 2020 г.
В декабре из-за резкого обесценения лиры и связанных с этим «побочных эффектов» издержки производителей товаров выросли в среднем на 20%. В текстильной промышленности — на 23,9%, в химической — на 22%, в металлургии — на 24,7%, в производстве пластиков — на 17,3%. Вслед за этим предсказуемо выросли и потребительские цены — сразу на 13,6% за месяц. Сильнее всего подорожали транспорт и перевозки – на целых 28,5% по сравнению с ноябрем, что добавило к общему темпу инфляции 4,4 п.п. Такой резкий рост стоимости перевозок стал следствием резкого повышения цен на транспортные средства и бензин.
Цены на овощи и фрукты выросли «всего» на 7,9%, тогда как обработанные продукты — например, консервы, сладости, — подорожали на 16,5%. Также сильно выросли цены в товарных категориях, особенно чувствительных к колебаниям лиры. Мебель, к примеру, подорожала на 16,5%, бытовая техника — на 23%, товары для дома и ремонта — на 19%. Услуги при этом подорожали на сравнительно небольшие 5,3%. Тот факт, что цены производителей выросли сильнее потребительских, заставляет ожидать дальнейшего ускорения темпов инфляции, подчеркивают в Coface. В данный момент все ключевые ценовые индикаторы растут. Например, индекс потребительских цен (ИПЦ) без учета необработанной пищевой продукции, энергии, алкоголя, табачных изделий и золота в декабре вырос на 13,9% по сравнению с ноябрем.
В 2021 г. объемы экспорта в денежном выражении увеличились сразу в 26 секторах турецкой экономики — например, заметный прирост зафиксирован в автопроме (29,3 млрд долл., +15% со сравнению с 2020 г.) и в химической промышленности (25,3 млрд долл., +39%). Объемы экспорта стали выросли сразу на 77,4% — до 22,4 млрд долл. Менеджеры, опрошенные при расчете индекса деловой активности PMI, сообщали, что объемы экспорта в их секторах до сих пор только расширяются на фоне высокого спроса на зарубежных рынках. За три квартала 2021 г. экспорт «сгенерировал» почти половину от общего прироста ВВП страны за год: всего ВВП Турции прибавил 11,7%, из которых 5,1 п.п. пришлось на экспорт.
Загруженность производственных мощностей страны остается близкой к рекордному для Турции уровню (78,7% на декабрь 2021 г). Это, полагают аналитики Coface, может подтолкнуть бизнес на расширение инвестиций в основные фонды с тем, чтобы расширить объемы производства для удовлетворения высокого внешнего спроса. За 11 месяцев 2021 г. объемы промышленного производства выросли на 17%.
А вот какие риски видят для турецкой экономики в 2022 г. эксперты Coface.
Предварительная оценка основных индикаторов говорит им, что в основном экономику Турции в данный момент поддерживает на плаву высокий внешний спрос — если он ослабеет, рынок страны начнет быстро охлаждаться.
Авторы анализа ожидают, что в этом году благодаря росту экспорта и туристических доходов дефицит платежного баланса Турции сократится до 0,5% от ВВП за 2022 г. (после 2,5% в 2021 г. и 5% в 2020-м). Однако угрожать этой перспективе может распространение в Турции и за ее пределами новых штаммов коронавируса COVID-19.
В Coface ожидают, что уровень инфляции в Турции за первую половину 2022 г. поднимется чуть выше 40% и несколько месяцев продержится на таком уровне — это, в свою очередь, означает, что реальная процентная ставка будет близка к –26 п.п., самому низкому значению среди развивающихся стран.
Рост цен производителей, который был вызван в основном удорожанием энергии и промежуточных товаров, заставляет предположить экономистов Coface, что в течение 2022 г. бизнес продолжит постепенно перекладывать возросшие издержки на потребителей. Помимо этого подстегивать инфляцию будет недавнее подорожание электричества и природного газа, также ощутимую лепту внесет решение властей об увеличении минимальной зарплаты на 50%, которое затронет порядка 40% рабочей силы Турции. Все это, считают аналитики, позволяет прогнозировать, что темпы инфляции в Турции останутся двузначными и в 2022, и в 2023 гг.
Любое дальнейшее ослабление курса лиры будет все сильнее омрачать перспективы турецкого рынка. Несмотря на то, что власти страны уже предприняли ряд мер, направленных на снижение волатильности ее курса, нельзя исключить, что в будущем ее могут ждать новые периоды резких просадок, что только подольет масла в огонь инфляции. При таком неблагоприятном сценарии Центробанку страны придется ужесточать денежно-кредитную политику за счет использования каких-то инструментов помимо повышения ключевой ставки, против которого выступают власти страны и который замедлит рост экономики. Тем не менее, возможность повышения ключевой ставки все же исключать нельзя — если лира начнет быстро и стабильно обесцениваться, власти могут рассмотреть и этот вариант, заключают аналитики Coface.