Потребительский настрой — в трех пунктах от кризиса

| статьи | печать

Очередное обследование Росстатом потребительских ожиданий населения в I квартале текущего года выявило резкое ускорение падения потребительской уверенности россиян. По динамике и глубине оно лишь немного уступило пике, наблюдавшемся в разгар кризиса 2009 г.

Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в I квартале 2015 г. по сравнению с IV кварталом 2014 г. снизился на 14 п.п. и составил –32%. Это живо напоминает ситуацию I квартала 2009 г. — тогда этот индикатор упал на 15 п.п. и достиг дна потребительской уверенности россиян на отметке –35%. Таким образом, от повторения кризисного минимума индекс в этот раз остановился в трех пунк­тах. С II квартала 2009 г. потребительский настрой стал приподниматься, что, конечно, розница, производители и поставщики потребительских товаров мечтают увидеть и ­теперь.

Снижение индекса потребительской уверенности в минувшем квартале обусловлено отрицательной динамикой всех его пяти компонентов. При этом наибольшее снижение отмечается в оценках населением произошедших изменений в экономике России и личного материального положения. Более умеренное снижение Росстат зафиксировал в оценках населением перспектив по этим аспектам.

Так, индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в I квартале 2015 г. относительно предыдущего квартала снизился на 4 п.п., до –18%.

В течение следующих 12 месяцев положительных изменений в экономике страны ожидают 17% опрошенных (в IV квартале 2014 г. — 18%). Доля негативных оценок увеличилась на 2 п.п., до 40%. Считают, что экономическая ситуация в России не изменится, 34% опрошенных (в IV квартале 2014 г. — 35%).

Индекс произошедших изменений в экономике России снизился на 26 п.п., до –52%, то есть сразу вдвое.

Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, по сравнению с IV кварталом 2014 г. сократилась на 8 п.п., до 4%. В то же время доля отрицательных оценок увеличилась до 79% против 55% кварталом ранее.

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в I квартале 2015 г. снизился на 7 п.п., составив –19%.

Удельный вес респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12 месяцев, составил 8% против 10% в преды­дущем квартале. Доля отрицательных оценок увеличилась на 7 п.п., до 35%.

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении снизился относительно IV квартала 2014 г. в два раза — на 14 п.п., до –28%.

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в своем материальном положении в течение года, сократилась до 7% (в IV квартале 2014 г. — 11%). Удельный вес респондентов, считающих, что их материальное положение ухудшилось, увеличилась до 52% против 35% кварталом ранее.

Индекс благоприятности условий для крупных покупок снизился на 21 п.п., составив –45%. Не входящий в расчет обобщающего индикатора индекс благоприятности условий для сбережений снизился по сравнению с IV кварталом 2014 г. на 8 п.п., до –52%.

Индекс потребительской уверенности по возрастным группам в I квартале 2015 г. снизился по всем возрастным группам: у молодежи (в возрасте от 16 до 29 лет) и у лиц старшего возраста (50 лет и более) — на 14 п.п. (до –28 и –34% соответственно), а у лиц среднего возраста (от 30 до 49 лет) — на 16 п.п. (до –33%).

Как видно из таблицы, теперь в Евросоюзе хуже, чем в России, потребнастрой только в Болгарии.

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС*


Ноябрь 2014г.

Февраль 2015г.

Россия

-18,0

-32,3

Австрия

-10,8

-12,3

Люксембург

-5,3

-0,7

Бельгия

-14,1

-6,3

Мальта

-4,2

-1,2

Болгария

-37,0

-35,9

Нидерланды

2,8

0,2

Великобритания

2,6

3,9

Польша

-14,9

-14,9

Венгрия

-19,2

-21,5

Португалия

-18,5

-20,0

Германия

-1,6

-0,1

Румыния

-20,9

-15,8

Греция

-49,9

-30,6

Словакия

-11,5

-6,9

Дания

16,7

17,3

Словения

-18,6

-16,6

Ирландия

11,8

17,5

Финляндия

5,3

9,1

Испания

-11,8

-2,1

Франция

-22,6

-18,8

Италия

-17,0

-5,3

Хорватия

-35,9

-26,9

Кипр

-24,2

-29,7

Чехия

0,3

-0,1

Латвия

-8,3

-9,1

Швеция

13,5

12,1

Литва

-16,2

-8,5

Эстония

-0,3

-8,0

* По всем странам, кроме России, источник информации: электронная база данных Евростата.

ИСТОЧНИК: Росстат