Возвести собственное здание для ведения бизнеса — дело, требующее больших финансовых вливаний. Поэтому многие компании привлекают заемные средства. Бухгалтеру компании нужно помнить, что налоговый и бухгалтерский учет процентов по кредитам отличается. О том, как правильно организовать учет, — в нашей статье.
Налог на прибыль: ежемесячный расход
В налоговом учете проценты по долговым обязательствам включаются в состав внереализационных расходов (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ). При этом учитываются правила, установленные ст. 269 НК РФ. Так, согласно п. 1 данной нормы Кодекса при расчете налога на прибыль учитываются проценты, исчисленные исходя из фактических ставок, предусмотренных кредитным договором. Исключение из этого правила — контролируемые сделки. В налоговом учете проценты признаются на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода независимо от даты таких выплат, предусмотренных договором (п. 8 ст. 272 НК РФ).
Между тем согласно п. 1 ст. 257 НК РФ для целей налогообложения прибыли первоначальная стоимость основных средств состоит из всех расходов, связанных с приобретением, сооружением, изготовлением, доставкой и доведением до состояния, пригодного для эксплуатации объекта. Напомним, что после ввода объекта в эксплуатацию его первоначальная стоимость не изменяется.
Кредит, а значит, и уплачиваемые по нему проценты напрямую связаны с сооружением объекта недвижимости. Получается, что проценты по кредиту (до момента ввода объекта в эксплуатацию) нужно включить в первоначальную стоимость объекта и списывать на расходы через амортизационные отчисления.
Вот и возникает вопрос: какую норму Кодекса в этом случае нужно применять? На наш взгляд, ответ на этот вопрос содержится в п. 4 ст. 252 НК РФ. В нем сказано, что если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты. Свое решение организация должна закрепить в учетной политике для целей налогообложения.
Конечно же, компании выгоднее учитывать проценты ежемесячно в составе внереализационных расходов. Ведь если их включить в первоначальную стоимость объекта, то списывать их на расходы через амортизацию компания начнет только после того, как объект будет введен в эксплуатацию. И делать она это будет в течение всего срока службы объекта.
К счастью, специалисты Минфина России считают, что компания имеет полное право учитывать расходы ежемесячно в составе внереализационных расходов. Об этом сказано в письме Минфина России от 10.05.2015 № 03-03-10/12339, которое было направлено налоговой службой нижестоящим налоговым органам для использования в работе письмом от 23.03.2015 № ГД-4-3/4568.
Бухгалтерский учет: включаем в первоначальную стоимость
А вот в бухгалтерском учете дела обстоят иначе. Порядок отражения процентов по кредитам прописан в ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам». По общему правилу проценты по кредитам учитываются в составе прочих расходов. Но есть исключение, и оно касается как раз рассматриваемой нами ситуации. Так, в п. 7 ПБУ 15/2008 сказано, что проценты, причитающиеся к оплате кредитору, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива, включаются в стоимость этого актива. При этом под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление. К инвестиционным активам относятся объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету заемщиком и (или) заказчиком (инвестором, покупателем) в качестве основных средств (включая земельные участки).
Таким образом, возводимое компанией здание для целей бухгалтерского учета признается инвестиционным активом. Следовательно, проценты по кредиту, взятому на строительство здания, будут включаться в первоначальную стоимость объекта (до момента ввода объекта в эксплуатацию).
От разниц не уйти
До того момента, когда объект будет введен в эксплуатацию и переведен в состав основных средств, в бухгалтерском учете расхода не возникнет. Ведь проценты будут аккумулироваться на счете 08 и формировать первоначальную стоимость здания. А вот в налоговом учете компания будет каждый месяц признавать внереализационный расход в виде процентов по кредиту.
Из-за этого в бухгалтерском учете возникнет два вида постоянных разниц. Сначала это будет разница в виде процентов, учтенных в налоговом учете до момента ввода объекта в эксплуатации. Она образует постоянный налоговый актив (п. 7 ПБУ 18/02 «Учета расчетов по налогу на прибыль организаций»). После того как первоначальная стоимость объекта будет сформирована в бухгалтерском и налоговом учете, возникнет еще одна разница — сумма амортизации в бухучете будет больше, чем в налоговом учете, что приведет к возникновению в течение срока начисления амортизации постоянного налогового обязательства.