Как правило, большинство культурных, спортивных и иных аналогичных мероприятий не обходятся без привлечения спонсорской помощи. А как такие денежные поступления учитываются для целей налогообложения прибыли? На этот вопрос ответил Минфин России в письме от 09.01.2017 № 03-03-06/3/80029.
Финансисты рассмотрели ситуацию, когда по договору о спонсорстве денежные средства получает общественная организация. Но выводы, сделанные в письме, справедливы для всех компаний.
Определение спонсора дано в п. 9 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе). Под ним понимается лицо, предоставившее средства для организации и проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания, трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности. Спонсорской считается реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре (п. 10 ст. 3 Закона о рекламе). Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе).
Проанализировав эти положения законодательства, Минфин России указал следующее. Спонсорский взнос имеет целевой характер и предполагает встречные обязательства по предоставлению услуг рекламного характера. То есть для компании, получившей спонсорский взнос, он является платой за оказание рекламных услуг. Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, установлен ст. 251 НК РФ. Доход в виде спонсорского взноса в указанном перечне не поименован.
Таким образом, денежные средства, полученные компанией по договору о спонсорстве, являются ее доходом от реализации рекламных услуг (ст. 249 НК РФ). Специалисты финансового ведомства также отметили, что компания может учесть расходы, понесенные ею в связи с оказанием этих услуг. Но только при условии, что они удовлетворяют критериям, установленным в ст. 252 НК РФ (экономическая обоснованность и направленность на получение дохода).
Суды подтверждают, что спонсорский взнос — это плата за оказание рекламных услуг. Так, АС Северо-Кавказского округа в постановлении от 12.10.2015 № Ф08-7174/2015 указал, что если спонсор должен профинансировать определенное мероприятие, то другая сторона договора в свою очередь должна распространить информацию о спонсоре, его товарах и услугах. Соответственно, спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый — рекламодателем и рекламораспространителем. Рекламой спонсора является распространение такой информации о нем, которая позволяет его индивидуализировать. В рассматриваемом случае средством индивидуализации выступало использование логотипа спонсора на игровой форме спортивной команды.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении ФАС Московского округа от 16.11.2012 № А40-103096/11-64-592.