Если компания не согласна с решением или действиями (бездействием) налоговой инспекции, она вправе подать жалобу в вышестоящий налоговый орган. Но чтобы жалоба была рассмотрена, необходимо соблюсти определенные правила.
Как подается жалоба
Обжаловать решения и действия (бездействие) налоговиков компании могут в вышестоящем налоговом органе и суде. Однако обратиться в суд можно только после обжалования в вышестоящем налоговом органе (п. 2 ст. 138 НК РФ). Если это правило не соблюдено, суд оставит исковое заявление без рассмотрения (постановление АС Центрального округа от 24.05.2019 по делу № А08-960/2019).
Подавать жалобу в вышестоящий налоговый орган нужно через инспекцию, решение или действия (бездействие) которой обжалуются (п. 1 ст. 139 НК РФ). Срок для подачи жалобы — один год со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ). А если обжалуется решение налогового органа, вступившее в законную силу, — один год со дня вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ).
Обратите внимание, что сама по себе подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого решения налогового органа. Для приостановки необходимо вместе с жалобой представить соответствующее заявление, приложив к нему банковскую гарантию, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму, не уплаченную по обжалуемому решению (п. 5 ст. 138 НК РФ).
Требования к жалобе
Жалоба составляется в письменном виде (п. 1 ст. 139.2 НК РФ). Какой-либо специальной формы для нее не предусмотрено. Направить жалобу можно или в электронном виде через личный кабинет на сайте ФНС России, или по телекоммуникационным каналам связи (п. 1 ст. 139.2 НК РФ).
В жалобе необходимо указать: наименование и адрес компании (ФИО и место жительства ИП), наименование налогового органа, решение (действия, бездействие) которого обжалуются, а также что именно обжалуется. Кроме того, нужно привести основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены, и требования, предъявляемые к налоговому органу (п. 2 ст. 139.2 НК РФ).
Важно перечислить в жалобе все спорные моменты, с которыми компания не согласна. Дело в том, что исходя из разъяснений, данных в п. 67 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, в суде можно оспаривать только те моменты, которые были обжалованы в вышестоящем налоговом органе. Пленум ВАС РФ также отметил, что досудебный порядок обжалования считается соблюденным вне зависимости от того, приводились ли в жалобе налогоплательщика доводы, опровергающие выводы налогового органа. При этом в случае, когда соответствующие доводы содержатся только в заявлении, поданном в суд, на компанию могут быть полностью или в части отнесены судебные расходы по делу независимо от результатов его рассмотрения.
Жалоба обязательно должна быть подписана подавшим ее лицом или его представителем (п. 1 ст. 139.2 НК РФ). Если жалоба направляется представителем, к ней необходимо приложить документы, подтверждающие его полномочия (п. 4 ст. 139.2 НК РФ). Таким документом является доверенность, выданная в порядке, установленном гражданским законодательством (п. 3 ст. 29 НК РФ). В письме от 15.07.2019 № 03-02-08/52361 специалисты финансового ведомства указали, что при отсутствии в жалобе подписи лица, подавшего жалобу, или его представителя, а также при непредставлении документов, подтверждающих полномочия представителя, вышестоящий налоговый орган вправе оставить такую жалобу без рассмотрения.
Этот подход находит подтверждение в суде. Так, АС Уральского округа в постановлении от 21.05.2019 по делу № А60-47393/2018 счел правомерным решение вышестоящего налогового органа об оставлении жалобы компании без рассмотрения, поскольку к ней не была приложена доверенность, подтверждающая полномочия представителя. Суд отверг довод компании о том, что у налогового органа эта доверенность уже имелась. Он указал, что ст. 139.2 НК РФ предписывает подтверждать полномочия представителя при подаче жалобы и Налоговый кодекс не обязывает налоговый орган, через который подается жалоба, принимать меры по поиску доверенностей.
Справка
По данным сайта ФНС России, по итогам полугодия 2019 г. доля удовлетворенных жалоб (полностью или частично) из числа рассмотренных составила: в Калужской области — 50%, во Владимирской — 23,8%, в Воронежской — 25,3%, в Ярославской — 22%, в Брянской — 37,2%, в Смоленской — 33%, в Оренбургской — 20,2%, в Карачаево-Черкесской Республике — 73,5%, в Республике Хакасия — 18,9%, в Забайкальском крае — 14%.