Федеральным законом от 22.04.2020 № 121-ФЗ (далее — Закон № 121-ФЗ) в Налоговый кодекс внесены изменения, касающиеся расширения перечня выплат, не облагаемых НДФЛ, учета субсидий компаниям пострадавших отраслей, расходов на санитарию, а также исчисления в 2020 г. авансовых платежей по налогу на прибыль. Поправки вступили в силу с 22 апреля 2020 г. Практически все они распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
Субсидии для МСП
На совещании с членами Правительства РФ, проведенном 15 апреля 2020 г., Президент РФ предложил предоставить малым и средним предприятиям пострадавших отраслей прямую безвозмездную финансовую помощь со стороны государства. Объем поддержки для конкретной компании должен рассчитываться с учетом общей численности ее работников по состоянию на 1 апреля 2020 г. исходя из суммы в 12 130 руб. на одного работника в месяц. Единственным требованием к компании является максимальное сохранение занятости на уровне не менее 90% штатной численности на 1 апреля 2020 г.
В связи с этим в п. 1 ст. 251 НК РФ введен новый подп. 60. Им предусмотрено, что не включаются в доходы по налогу на прибыль субсидии из федерального бюджета, полученные налогоплательщиками, включенными по состоянию на 1 марта 2020 г. в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведущими деятельность в наиболее пострадавших отраслях экономики, перечень которых утверждается Правительством РФ. А согласно новому п. 48.26 ст. 270 НК РФ затраты, произведенные за счет средств таких субсидий, не включаются в расходы по налогу на прибыль.
Напомним, что перечень наиболее пострадавших отраслей утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434.
Обратите внимание, что согласно п. 1 ст. 346.5 и подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения по ЕСХН и УСН не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ. Поэтому субсидии, полученные субъектами малого и среднего предпринимательства наиболее пострадавших отраслей, применяющими ЕСХН и УСН, в доходах также не учитываются.
Пунктом 1 ст. 2 Закона № 121-ФЗ предусмотрено, что к субсидиям, указанным в подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, не применяются положения п. 2.1 и подп. 6 п. 3 ст. 270 НК РФ. Напомним, что согласно этим нормам суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет средств субсидий, вычету не подлежат. А если субсидия направлена на возмещение расходов по приобретению товаров (работ, услуг), НДС, ранее принятый по ним к вычету, должен быть восстановлен. Таким образом, по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет субсидий, указанных в подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, компания вправе принять к вычету НДС. И восстанавливать налог, если он уже был принят к вычету, не нужно.
В соответствии с новым п. 82 ст. 217 НК РФ доходы в виде субсидий, указанных в подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, не облагаются НДФЛ.
Расходы на санитарию
Из-за угрозы распространения коронавируса компании вынуждены нести дополнительные расходы, связанные с недопущением роста заболеваемости среди работников. Так, Роспотребнадзор выпустил рекомендации для работодателей по профилактике коронавирусной инфекции на рабочих местах (размещены на официальном сайте ведомства). Компаниям, в частности, рекомендовано иметь не менее чем пятидневный запас дезинфицирующих средств для уборки помещений и обработки рук сотрудников, средств индивидуальной защиты органов дыхания на случай выявления лиц с признаками инфекционного заболевания (маски, респираторы).
Чтобы компании могли учесть эти дополнительные затраты в расходах по налогу на прибыль, в подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ внесено дополнение. Согласно ему к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, отнесены затраты на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Кроме того, в составе прочих расходов можно учесть затраты на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции по перечню, утверждаемому Правительством РФ, а также на сооружение, изготовление, доставку и доведение указанных медицинских изделий до состояния, в котором они пригодны для использования (новый подп. 48.12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если такие медицинские изделия относятся к амортизируемому имуществу, они не амортизируются, а затраты на их приобретение в полном объеме включаются в состав прочих расходов. Это следует из нового подп. 11 п. 2 ст. 256 НК РФ и поправок, внесенных в п. 5 ст. 270 НК РФ.
Лица, применяющие ЕСХН и УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», могут учитывать в расходах затраты на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (новые подп. 46 п. 2 ст. 346.5 и подп. 39 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Авансовые платежи по налогу на прибыль
Согласно п. 3 ст. 286 НК РФ компании, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 млн руб. за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода. Пунктом 2 ст. 2 Закона № 121-ФЗ предусмотрено, что при применении в 2020 г. положений п. 3 ст. 286 НК РФ используется предельная величина доходов от реализации, определяемых в соответствии со ст. 249 НК РФ, в сумме в среднем 25 млн руб. за каждый квартал. Таким образом, в 2020 г. квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль уплачивают компании, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали в среднем 25 млн руб. за каждый квартал.
Новым п. 2.1 ст. 286 НК РФ определен порядок перехода в 2020 г. на уплату авансовых платежей исходя из фактической прибыли. Установлено, что компании, уплачивающие в 2020 г. ежемесячные авансовые платежи, вправе перейти до окончания налогового периода 2020 г. на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. Сделать это они могут, начиная с отчетного периода четыре месяца, пять месяцев и так далее до окончания календарного года. Сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, определяется ими с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.
Для того чтобы изменить порядок исчисления авансовых платежей, компания должна отразить такое изменение в учетной политике и уведомить налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 20-го числа месяца, на который приходится окончание отчетного периода, начиная с которого она переходит на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. Если переход производится начиная с отчетного периода четыре месяца, уведомить налоговый орган нужно не позднее 8 мая 2020 г.
НДФЛ с выплат медработникам
8 апреля 2020 г. на совещании с главами регионов по борьбе с распространением коронавируса в России Президент РФ предложил на три месяца, начиная с апреля, установить специальную федеральную выплату специалистам, которые непосредственно работают с больными коронавирусом и ежеминутно рискуют своим здоровьем. Для врачей размер такой выплаты должен составить 80 000 руб. в месяц, для среднего медицинского персонала, фельдшеров, медсестер — 50 000 руб. в месяц, для младшего медицинского персонала — 25 000 руб. в месяц. Врачи скорой помощи, которые также работают с заболевшими коронавирусом, должны получить выплату в 50 000 руб. в месяц. Фельдшеры, медсестры и водители экипажей машин — 25 000 руб. в месяц. А на совещании с членами Правительства РФ от 15 апреля 2020 г. Президент РФ дополнительно подчеркнул, что указанные суммы медработники должны получить на руки «чистыми».
В целях реализации этого предложения в ст. 217 НК РФ добавлен новый п. 81. Им предусмотрено, что не подлежат обложению НДФЛ доходы в виде денежной выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета.