Направление налогоплательщиком уведомления о переходе с УСН на иной режим в сроки более поздние, чем определенные ст. 346.13 НК РФ, является нарушением установленного порядка перехода с УСН на иной режим налогообложения.
Карточка дела |
Реквизиты судебного акта |
Постановление АС Уральского округа от 24.03.2021 № Ф09-2823/20 по делу № А76-45725/2019 |
Истец |
ООО «Миасский керамический завод» |
|
Ответчик |
Межрайонная ИФНС России № 23 по Челябинской области |
Суть дела
Компания 5 декабря 2018 г. подала в налоговую заявление о переходе на УСН с 1 января 2019 г. Однако фактически на «упрощенку» не перешла. В апреле 2019 г. она представила налоговую декларацию по НДС за I квартал 2019 г., в которой были заявлены налоговые вычеты.
Налоговики затребовали от компании пояснения по поводу вычетов. Вместо этого компания направила им уведомление о прекращении с 1 января 2019 г. предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН. В ответ на повторное требование инспекции компания пояснила: налоговые вычеты были заявлены в связи с тем, что с 1 января 2019 г. компания не стала применять УСН, а осталась на общем режиме налогообложения.
Инспекция по итогам камеральной проверки декларации доначислила компании НДС, пени и штраф.
С декларацией по НДС за II квартал повторилась та же история.
Компания обратилась в суд.
Решение первой инстанции
Суд первой инстанции поддержал выводы налоговиков, указав следующее.
Нормами главы 26.2 НК РФ установлено, что переход с УСН на иной режим налогообложения осуществляется посредством направления в налоговый орган соответствующего уведомления. Налогоплательщик, своевременно не уведомивший налоговый орган о переходе с УСН на иной режим, признается налогоплательщиком, применяющим УСН.
При этом направление налогоплательщиком уведомления о переходе с УСН на иной режим в сроки более поздние, чем определенные ст. 346.13 НК РФ, является нарушением установленного порядка перехода с УСН на иной режим налогообложения, в связи с чем такой налогоплательщик не вправе осуществить указанный переход, а обязан применять УСН до конца налогового периода (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 НК РФ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный Президиумом ВС РФ 04.07.2018).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда от 14.09.2010 № 4157/10, применяя УСН, налогоплательщик не вправе по своему усмотрению без наличия оснований, предусмотренных п. 4 ст. 346.13 НК РФ, переходить на общий режим.
Переход компании с УСН на общий режим с 2019 г. возможен был только при условии представления ею уведомления не позднее 15 января 2019 г. (п. 6 ст. 346.13 НК РФ). Однако компания этого не сделала. Поэтому у нее отсутствует право до окончания налогового периода (2019 г.) на переход с УСН на общий режим.
То, что инспекция приняла налоговые декларации, представленные компанией в 2019 г. в рамках общей системы налогообложения, не изменяет действующего порядка перехода на иной режим налогообложения и не освобождает налогоплательщика от обязанности соблюдать такой порядок. Ведь в силу п. 4 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком.
Из пункта 5 ст. 173 НК РФ следует, что, если лицо, не являющееся налогоплательщиком, выставит счет-фактуру с суммой НДС, оно обязано уплатить этот налог в бюджет. Однако это не означает, что такое лицо приобретает в отношении этих операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов. Возможность уменьшения этой суммы на налоговые вычеты положениями главы 21 НК РФ не предусмотрена (п. 5 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30.05.2014 № 33).
Решение апелляции
Апелляционный суд с судом первой инстанции не согласился и признал решения инспекции недействительными. Он отметил, что переход налогоплательщиков на УСН и на возврат к иным режимам налогообложения носит добровольный характер и в случае соблюдения налогоплательщиком условий перехода с УСН на общий режим у налоговых органов не имеется оснований выносить решение об отказе в таком переходе, даже в случае несвоевременного уведомления о нем.
По мнению суда, нарушение налогоплательщиком срока направления уведомления, установленного п. 6 ст. 346.13 НК РФ, не является основанием для признания незаконным применения им общего режима налогообложения, в связи с тем, что отказ от применения УСН носит уведомительный характер и НК РФ не предусмотрены последствия пропуска данного срока в виде запрета налогоплательщику применять иной режим налогообложения.
Решение кассации
Кассационный суд оставил в силе решение суда первой инстанции. Он согласился с тем, что компанией не соблюден установленный императивной нормой НК РФ порядок перехода с УСН на общий режим, поскольку такой переход с 2019 г. в данном случае возможен был только при условии представления уведомления в срок не позднее 15 января 2019 г., а компания этот срок нарушила. Компанией выставлены счета-фактуры с НДС, следовательно, она обязана исчислить и уплатить соответствующую сумму по НДС в бюджет.
При этом суд указал, что определение учетной политики, подача налоговых деклараций, заявление налоговых вычетов являются прерогативой налогоплательщика и сами по себе не представляют доказательства осуществления деятельности не по УСН, равно как и не могут подтверждать довод об отказе от перехода на УСН с 1 января 2019 г.
Кроме того, судом не был установлен факт наличия добросовестности со стороны налогоплательщика. Представителями компании были даны однозначные пояснения, которые суд квалифицировал таким образом, что целью подачи уведомления о переходе на УСН явилась исключительно экономия на налоговых обязательствах в бюджет в отсутствие на то разумной деловой цели. А затем компанией было обнаружено, что ее контрагенты перестали сотрудничать с ней из-за отсутствия работы с НДС.
Поскольку процедура перехода на иной режим налогообложения имеет заявительный характер и является правом налогоплательщика, последний несет риски наступления негативных последствий в результате неуплаты налога, а также непроявления им необходимой добросовестности.