Ошибка в СЗВ-М: не повод для возврата коронавирусной субсидии

| статьи | печать

Ошибочное невключение работника в СЗВ-М при фактическом сохранении численности работников не свидетельствует о недобросовестности получателя субсидии и не является основанием для ее возврата (постановление АС Уральского округа от 30.07.2021 № Ф09-4849/21 по делу № А60-59428/2020).

Ситуация

В мае 2020 г. предприниматель подал в ИФНС заявление о предоставлении коронавирусной субсидии за апрель 2020 г. Налоговики перечислили субсидию бизнесмену. Но в июле 2020 г. они обнаружили, что по данным отчетности СЗВ-М за апрель 2020 г. не сохранена численность наемных работников в размере не менее 90% количества работников в марте 2020 г. Инспекторы направили бизнесмену уведомление о том, что он неправомерно (ошибочно) получил субсидию, и потребовали в добровольном порядке вернуть ее.

Предприниматель подал в ПФР дополняющую форму СЗВ-М на одного человека за апрель 2020 г. и сообщил об этом в инспекцию. Но налоговики сочли, что бизнесмен при получении субсидии действовал недобросовестно. Он направил дополняющую форму СЗВ-М только после того, как получил уведомление.

Поскольку предприниматель отказался возвращать субсидию, налоговики обратились в суд с требованием о взыскании с предпринимателя неосновательного обогащения в виде ошибочно начисленной субсидии.

Решение судов

Суды отказали инспекции в удовлетворении ее требований.

Подпунктом 3 ст. 1109 ГК РФ установлено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Согласно разъяснениям, данным в п. 11 Обзора судебной практики Верховного суда РФ № 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 25 ноября 2020 г., излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений п. 1 ст. 1102 и подп. 3 ст. 1109 ГК РФ должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Пунктом 11 Правил предоставления коронавирусных субсидий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 № 576, субсидия подлежит возврату в случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета.

Суды указали, что никаких искажений в заявлении предпринимателя на получение субсидии не содержится. Количество работников в апреле 2020 г. составило 12 + 1 (ИП) человек, что составляет 92,85% от количества работников в марте 2020 г. Один сотрудник был принят на работу по срочному трудовому договору и при выгрузке сведений о застрахованных лицах в программу отчетности ПФР не попал. В связи с этим предприниматель направил корректирующий отчет в ПФР, о чем уведомил инспекцию. Соблюдение иных условий для субсидии налоговым органом не опровергалось. Таким образом, недобросовестности в действиях предпринимателя не выявлено.