Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 19.07.2022 по делу № 88-10805/2022 разобрался с тем, можно ли считать направление работнику сообщения через мессенджер соблюдением письменной формы уведомления о прекращении трудового договора.
Суть дела
С работником был заключен срочный трудовой договор на период с 24 августа 2020 г. по 23 августа 2021 г. Он подал заявление о предоставлении очередного ежегодного отпуска с 24 августа по 6 сентября 2021 г., а также заявление о предоставлении отгулов на 20 и 23 августа 2021 г. Согласно резолюции директора на заявлениях работнику был предоставлен отпуск и отгулы.
По возвращении из отпуска работник обнаружил почтовое отправление от работодателя, направленное ему 24 августа 2021 г., в котором содержалось уведомление о расторжении трудового договора и уведомление о получении трудовой книжки.
Работник посчитал увольнение незаконным. До отпуска о дате расторжения трудового договора он уведомлен не был. Поскольку был предоставлен отпуск, работник полагал, что это свидетельствует о продолжении трудовых отношений.
Решение судов
Суды трех инстанций поддержали работника. Они указали, что согласно ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. Выплата работнику денежной компенсации за неиспользованные отпуска является безусловной обязанностью работодателя, но по соглашению сторон трудового договора она может быть заменена предоставлением неиспользованных отпусков с последующим увольнением. При увольнении в связи с истечением срока трудового договора отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока этого договора. В этом случае днем увольнения считается последний день отпуска.
Учитывая эти положения, суды пришли к выводу, что у работодателя не было оснований для увольнения работника в связи с истечением срока трудового договора 23 августа, поскольку работодатель, достоверно зная о сроке окончания трудового договора, согласовал предоставление работнику отпуска с 24 августа по 6 сентября 2021 г.
Кроме того, в нарушение положений ст. 79 ТК РФ работник не был предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения. Соответствующее письменное уведомление направлено ему по почте 24 августа 2021 г., то есть уже после принятия кадрового решения и прекращения трудового договора. Таким образом, работодателем был нарушен установленный порядок расторжения трудового договора по избранному им основанию.
Суды отвергли ссылку работодателя на то, что работнику в установленный срок направлялось предупреждение об увольнении через мессенджер. Они указали, что получение такого сообщения работник отрицает и подобная форма сообщения не свидетельствует о соблюдении письменной формы уведомления о прекращении трудового договора. Условиями трудового договора также не предусмотрен такой формат направления уведомлений работнику.
В результате суды признали увольнение незаконным и взыскали с работодателя средний заработок за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда.
К похожим выводам пришел и Третий кассационный суд общей юрисдикции. В Определении от 22.12.2021 № 88-22088/2021 по делу № 2-626/2019 он признал, что работодатель нарушил порядок увольнения, так как не представил доказательств вручения уведомления о предстоящем увольнении работнику. Он отверг довод работодателя о том, что уведомление было направлено работнику по электронной почте и по WhatsApp. Из условий трудового договора и локальных нормативных актов не следует, что у работодателя установлена система направления работникам приказов или каких-либо уведомлений по электронной почте или посредством мессенджера WhatsApp и их согласие на получение кадровых документов таким способом.