Иностранцам не всегда легко организовать бизнес в ОАЭ, особенно если это первый опыт в арабской стране. Решая первостепенные бизнес-задачи, можно пропустить налоговые риски. Обратим внимание на важное.
Иностранная компания — налоговый нерезидент
Отметим, что налоговыми резидентами ОАЭ признаются не только компании, учрежденные в стране, но и иностранные компании, в отношении которых контроль и управление осуществляются в ОАЭ. Налоговые резиденты обязаны встать на учет в налоговых органах ОАЭ и уплачивать налоги с общемирового дохода в ОАЭ.
Компании-нерезиденты уплачивают налог с доходов из источников в ОАЭ, доходов постоянного представительства (далее «ПП») в ОАЭ и иного экономического присутствия в ОАЭ. Если нерезидент имеет ПП в ОАЭ или «устойчивую связь» с ОАЭ в связи с получением доходов от эмиратской недвижимости, то он также должен зарегистрироваться в налоговых органах ОАЭ и уплачивать налог на прибыль с эмиратских доходов (стандартная ставка составляет 9%).
СОИДН, заключаемые ОАЭ, могут содержать специальные нормы, которыми регулируются налоговое резидентство и налоговые обязательства нерезидентов и которые превалируют над внутренними налоговыми правилами ОАЭ.
Место эффективного управления и контроля как критерий налогового резидентства
Ключевым при определении места эффективного управления и контроля является то, где принимаются управленческие и коммерческие стратегические решения. Обычно это входит в функционал совета директоров (или аналогичного органа), однако на практике необходимо учитывать все факты и обстоятельства.
В сентябре 2023 г. в общем руководстве по налогу на прибыль (не имеет юридической силы) ФНС ОАЭ привела такой пример. Иностранная компания принадлежит физическому лицу, проживающему в ОАЭ. Собрания совета директоров проводятся за пределами ОАЭ, но носят номинальный характер, и все решения в действительности принимаются ее акционером. ФНС ОАЭ делает вывод, что эффективное управление и контроль осуществляются в ОАЭ. Значит, иностранная компания должна признаваться налоговым резидентом ОАЭ, и все ее доходы попадают под действие налогового законодательства ОАЭ (если иное не предусмотрено СОИДН).
Постоянное представительство на основании места управления
Деятельность нерезидента ОАЭ может привести к образованию ПП в ОАЭ, если он ведет бизнес в стране через фиксированное/постоянное место деятельности или имеет другую форму экономического присутствия в ОАЭ. Кроме того, ПП образуется, если какое-либо лицо обладает полномочиями (и регулярно их осуществляет) по ведению бизнеса от имени нерезидента.
Фиксированное/постоянное место деятельности в ОАЭ включает, помимо прочего, место управления, где фактически принимаются управленческие и коммерческие решения, необходимые для ведения бизнеса.
В октябре 2023 г. в руководстве по налогу на прибыль для нерезидентов ФНС ОАЭ привела следующие примеры.
Если иностранная компания создает офис в ОАЭ для надзора и координации одного из своих международных подразделений, то этот офис будет рассматриваться как место управления, создавая ПП в ОАЭ для такого подразделения (но не компании в целом). Заметим, что наличие эмиратской дочерней организации и управление ею сами по себе не приводят к возникновению ПП иностранной материнской компании в ОАЭ. Однако вывод может быть другим, если дочерняя компания действует в качестве зависимого агента или используется для искусственного разделения единого бизнес-процесса материнской компании.
В то же время командировка менеджера иностранной компании, уполномоченного принимать управленческие решения, для встреч с клиентами и обсуждения потенциальных возможностей для бизнеса не обязательно будет соответствовать критериям ПП в ОАЭ.
Поездки сотрудников
Длительное нахождение сотрудников иностранной компании в ОАЭ или их регулярные командировки также могут привести к образованию ПП такой компании в ОАЭ.
Фиксированное/постоянное место деятельности может быть признано ПП только если оно находится в распоряжении нерезидента. А если нерезидент, скажем, оказывает услуги, не приобретая и не арендуя какое-либо помещение? Могут ли офис клиента, номер в отеле или «домашний офис» сотрудника рассматриваться в качестве постоянного места деятельности нерезидента в ОАЭ?
В руководстве ФНС ОАЭ по налогу на прибыль для нерезидентов можно найти примеры, близкие по содержанию к мнению ОЭСР, но со своей спецификой.
Предположим, компания-нерезидент заключила контракт с клиентом в ОАЭ на оказание консультационных услуг на два года. Проект требует, чтобы сотрудники работали из офиса клиента.
Принято решение, что сотрудники смогут заходить в здание только по разовым пропускам и только для посещения тренингов или совещаний в рамках оказания услуг. На время нахождения в офисе им предоставят рабочие столы. По мнению ФНС ОАЭ, в таких условиях компания-нерезидент, скорее всего, не может свободно использовать клиентское помещение, вследствие чего ПП в ОАЭ по этому основанию возникать не должно. Между тем отмечается, что вознаграждение за оказание услуг в любом случае представляет собой доход от источника в ОАЭ (сейчас ставка налога на такие доходы установлена на уровне 0%).
Если же сотрудники имеют относительно свободный доступ в офис клиента (долгосрочные пропуска, выделенное рабочее место и т.д.), возникновение ПП работодателя в ОАЭ вполне вероятно.
А если сотрудники работают из отеля, оплачиваемого работодателем? ФНС ОАЭ полагает, что в этом случае у компании-нерезидента возникнет ПП в ОАЭ. Работая в помещениях отеля, сотрудники, по сути, имеют их в своем распоряжении.
При этом следует обратиться к СОИДН между ОАЭ и юрисдикцией налогового резидентства иностранной компании. Допустим, оно предусматривает, что ПП лица, выполняющего проект в ОАЭ, возникает, только если сотрудники присутствуют в стране более девяти месяцев в году. Если этот срок не превышен, СОИДН освобождает компанию-нерезидента от обязанности уплачивать корпоративный налог на прибыль в ОАЭ на основании наличия ПП.
Перейдем от консультационной компании к иностранному разработчику программного обеспечения. Предположим, работодатель обеспечил сотрудников компьютерами и связью, включая средства удаленного подключения, и некоторые сотрудники решили время от времени работать из дома в ОАЭ. ФНС ОАЭ полагает, что ПП иностранной компании-разработчика в ОАЭ по этому основанию не образуется, поскольку «домашний офис» не находится в распоряжении такой компании. В частности, работодатель не возмещает какие-либо расходы, связанные с «домашним офисом», и не имеет доступа к рабочему месту, а работа из дома — это не обязанность, а право сотрудника.
Владение недвижимостью
Рассмотрим еще один пример от ФНС ОАЭ. Иностранный производитель потребительских товаров приобретает недвижимость на территории ОАЭ в качестве инвестиции. Сотрудники компании периодически используют помещение для работы, когда приезжают в ОАЭ для сбора информации и анализа рынка. Они посещают тематические семинары и конференции, выявляют предпочтения потребителей на встречах с оптовыми/розничными сетями, проводят опросы клиентов и т.д.
ФНС ОАЭ отмечает: распоряжаясь помещением, иностранная компания все же использует его не для основной (производственной), а для подготовительной или вспомогательной деятельности. Это не должно приводить к образованию ПП.
Поскольку компания не получает доход непосредственно от недвижимого имущества, у нее также не формируется «устойчивая связь» с ОАЭ. Если бы объект сдавался в аренду, такая связь бы возникала, и компания должна была бы зарегистрироваться в налоговых органах ОАЭ для уплаты налога на прибыль.
Налоговое законодательство и практика в ОАЭ стремительно развиваются, и местные налоговые органы стремятся оперативно выпускать детальные практические путеводители, чтобы налогоплательщики уверенно ориентировались в налоговом пространстве. Мы также стараемся держать руку на пульсе и помогать нашим читателям успевать за появляющимися изменениями.