В Определении от 02.11.2023 № 88-9924/2023 по делу № 2-611/2023 Девятый кассационный суд общей юрисдикции разобрался с тем, по какому основанию следовало уволить работника, если тот за несколько дней до окончания срока трудового договора подал заявление об увольнении по собственному желанию.
Суть дела
Работница трудилась директором МУП. С ней был заключен срочный трудовой договор. 30 января 2023 г. работница была уведомлена об истечении 1 марта 2023 г. срока трудового договора. 21 февраля 2023 г. было издано распоряжение о прекращении действия заключенного с работницей трудового договора и ее увольнении 1 марта 2023 г. в соответствии с п. 2 ст. 77 ТК РФ (истечение срока трудового договора). Работница была ознакомлена с указанным распоряжением 22 февраля 2023 г., и выразила в письменном виде свое несогласие.
В этот же день работница подала заявление об увольнении по собственному желанию, а также заявление о продлении с ней действия трудового договора до 2 марта 2025 г. Администрация отказала работнице и в продлении с ней трудового договора, и в увольнении ее по собственному желанию.
1 марта 2023 г. работница была уволена в связи с истечением срока трудового договора. Не согласившись с увольнением, она обратилась в суд с требованием признать увольнение незаконным, восстановить ее в прежней должности и взыскать с работодателя заработную плату за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда.
Решения судов
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных работницей требований отказал. Он исходил из того, что оспариваемое распоряжение было издано уполномоченным лицом, основания для расторжения срочного трудового договора имелись, порядок увольнения соблюден. Подача работницей заявления об увольнении по собственному желанию препятствием для расторжения срочного трудового договора по основанию, предусмотренному п. 2 ст. 77 ТК РФ, не являлась.
Апелляционный суд встал на сторону работницы. Он указал, что обстоятельств, в силу которых работодатель вправе отказать работнику в расторжении трудового договора на основании ст. 80 ТК РФ, действующее законодательство не предусматривает. Поскольку заявление об увольнении по собственному желанию было подано работницей до момента расторжения с ней трудового договора по истечении срока его действия, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что работодатель был обязан расторгнуть с работницей трудовой договор по инициативе работника. Определяя дату расторжения трудового договора, апелляционный суд исходил из того, что срочный трудовой договор должен был быть расторгнут по инициативе работника не позднее одного месяца с момента подачи заявления об увольнении, но не позднее истечения срока действия срочного трудового договора, либо до истечения срока действия срочного трудового договора в случае наличия соглашения между работником и работодателем. Поскольку соглашение между сторонами об увольнении работницы по собственному желанию не заключалось, срок увольнения в заявлении не указан, суд апелляционной инстанции изменил формулировку увольнения на п. 3 ст. 77 ТК РФ, оставив дату увольнения прежней (1 марта 2023 г.).
Кассационный суд с выводами суда апелляционной инстанции не согласился. Право руководителя организации расторгнуть трудовой договор по собственному желанию предусмотрено законом и может быть реализовано им в любое время. Но при этом он обязан соблюсти процедуру и предупредить работодателя письменно не позднее чем за месяц. Суд апелляционной инстанции не привел обстоятельств, которые давали бы основания работодателю расторгнуть с работницей, как с руководителем организации, трудовой договор по собственному желанию без соблюдения процедуры предупреждения об увольнении.
В результате кассационный суд оставил в силе решение первой инстанции.