Несогласие поставщика с начисленной неустойкой по госконтракту не может быть препятствием для ее списания

| статьи | печать

Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по госконтрактам является антикризисной мерой. При рассмотрении иска госзаказчика о взыскании штрафных санкций по контракту суд вправе самостоятельно установить наличие оснований для применения вышеуказанных антикризисных мер господдержки.

Карточка дела

Реквизиты судебного акта

Определение ВС РФ от 26.02.2024 № 305-ЭС23-20353 по делу № А40-192470/2022

Истец

ФКУ «Научно-производственное объединение „Специальная техника и связь“» МВД России

Ответчик

ООО «Эдвансед Трансформейшн Консалтинг»

 

Суть дела

Госзаказчик заключил с компанией контракт на выполнение опытно-конструкторской работы (далее — ОКР) и допсоглашение, по которому ОКР осуществлялись в четыре этапа. Причем последний должен был быть начат с момента завершения третьего этапа, но не позднее 20.12.2021.

При этом было предусмотрено, что заказчик направляет исполнителю требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) в случае просрочки исполнения обязательств по контракту, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств, предусмотренных контрактом.

Исполнитель неоднократно предъявлял заказчику результаты ОКР по последнему этапу для сдачи-приемки. Однако приемочная комиссия с 20.12.2021 шесть раз отказывала в принятии работ, устанавливая ненадлежащее исполнение работ, и приняла работы только 07.02.2022.

В результате заказчик потребовал от компании уплаты пеней, начисленной от цены четвертого этапа, так как просрочка по нему составила 47 дней. Поскольку компания отказалась добровольно исполнить претензию, заказчик обратился в суд.

Выводы судов

Суд первой инстанции удовлетворил иск. Принимая такое решение, он исходил из того, что результаты по четвертому этапу были приняты комиссией по истечении срока, установленного контрактом. При этом обстоятельств, свидетельствующих о наличии со стороны заказчика препятствий для своевременного выполнения компанией работ, а также чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств в период, в отношении которого заказчиком начислены пени, не установлено, поэтому есть все основания для взыскания неустойки.

Суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении иска со ссылкой на ч. 42.1 ст. 112 Закона о контрактной системе и Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней) <…>, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 № 783 (далее — Правила № 783). Компания исполнила госконтракт в полном объеме по завершении четвертого этапа, а начисленная заказчиком неустойка не превышает 5% от цены этапа. Поэтому согласно подп. «а» п. 3 Правил № 783 она подлежит списанию. Суд отметил, что списание неустойки в случаях, предусмотренных Правилами № 783, является обязанностью заказчика, а при возникновении между сторонами госконтракта судебного спора по вопросу взыскания неустойки вопрос о применении указанной меры господдержки может быть разрешен судом.

Суд округа не согласился с данной позицией, посчитав, что неустойка может быть списана только в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 гг. обязательств, предусмотренных контрактом. Между тем нарушение сроков выполнения работ по четвертому этапу произошло в период с 23.12.2021 по 07.02.2022, то есть частично в 2022 г., который не указан в Правилах № 783, поэтому у компании нет права на списание неустойки, взыскиваемой заказчиком.

Позиция ВС РФ

СКЭС ВС РФ отменила постановление суда округа, оставив решение апелляции в силе со ссылкой на следующее.

Начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 гг. обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ (ч. 42.1 ст. 112 Закона о контрактной системе в ред. Федерального закона от 30.12.2021 № 476-ФЗ).

Новая редакция ч. 42.1 ст. 112 Закона о контрактной системе распространяет свое действие на правоотношения, возникшие до их принятия, так как регламентирует правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств в том числе в 2021 г.

Просрочка исполнения обязательств у ответчика возникла с 2021 г.

Во исполнение закона были приняты Правила № 783. По смыслу действующего законодательства списание неустоек (штрафов, пеней) в случаях, установленных правительством, является антикризисной мерой, которая применялась в сфере закупок ранее (до 01.01.2017) (ч. 6.1 ст. 34 Закона о контрактной системе, Федеральный закон от 29.12.2015 № 390-ФЗ, постановление Правительства РФ от 14.03.2016 № 190).

Правительство внесло изменения в Правила № 783, исключив из наименования, в частности из п. 1, слова «в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах».

Однако суд округа, вынося свое решение, не учел, что списание неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с действующим законодательством является обязанностью заказчика (п. 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе <…>, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017).

Согласно подп. «а» п. 3 Правил № 783 (в редакции, действующей в период просрочки исполнения обязательств) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случая, предусмотренного подп. «в» данного пункта.

Данная норма распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется заказчиком на основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), указанного в п. 9 этих же Правил, в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения (п. 11 Правил № 783).

СКЭС не согласилась с выводом суда округа, основанном на толковании п. 7 Правил № 783, согласно которому, в случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения о ее списании не допускается.

Данное положение относится к порядку списания сумм неустоек (штрафов, пеней) непосредственно заказчиком. Однако оно не может быть истолковано как препятствующее суду при наличии спора между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) о размере начисленной и неуплаченной неустойки (штрафов, пеней) применять положения ч. 42.1 ст. 112 Закона о контрактной системе, подп. «а» п. 3, п. 11 Правил № 783 и признать за соответствующим лицом право на ее списание.

Таким образом, несогласие поставщика (подрядчика, исполнителя) с начислением неустойки, ее размером влияет на принятие заказчиком решения о ее списании согласно Правилам № 783, но не является основанием для отказа в защите права и неприменения судом предусмотренных законодательством антикризисных мер.