Может ли заключение кадастрового инженера быть документальным подтверждением факта гибели или уничтожения объекта налогообложения в целях налога на имущество? Ответ на этот вопрос ФНС России дала в письме от 20.12.2023 № БС-4-21/15958@.
Факт гибели или уничтожения объекта недвижимости является основанием для прекращения начисления по этому объекту налога на имущество. Так, согласно п. 4.1 ст. 382 НК РФ в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору.
Перечень подтверждающих документов является открытым
В пункте 4.1 ст. 382 НК РФ также указано, что с заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. Какие именно документы относятся к таковым, Налоговый кодекс не уточняет.
В Порядке заполнения формы заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество организаций, утвержденном приказом ФНС России от 16.07.2021 № ЕД-7-21/668@, указано, что в поле 5.4.1 формы заявления указывается полное наименование документа, подтверждающего факт гибели или уничтожения объекта налогообложения (например, справка органа государственного пожарного надзора, акт обследования объекта, уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства, иное). Таким образом, перечень подтверждающих документов не является закрытым.
Заключение кадастрового инженера
По мнению ФНС России, изложенному в комментируемом письме, заключение кадастрового инженера не может быть документом, подтверждающим факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. Обосновали это налоговики, ссылаясь на положения Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее — Закон № 221-ФЗ).
Так, согласно ч. 4 ст. 1 Закона № 221-ФЗ кадастровым инженером признается лицо, указанное в ст. 29 Закона № 221-ФЗ, обладающее специальным правом на осуществление кадастровой деятельности. При этом кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе (далее — кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.
Результатом кадастровых работ кадастрового инженера является межевой план, технический план или акт обследования (ст. 37 Закона № 221-ФЗ).
Налоговики указали, что, исходя из вышеприведенных положений Закона № 221-ФЗ и приказов Росреестра от 24.05.2021 № П/0217 «Об установлении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке», от 14.12.2021 № П/0592 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», от 15.03.2022 № П/0082 «Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений», заключение кадастрового инженера не является самостоятельным видом документа, полученным как результат выполнения кадастровых работ, а включается в состав межевого плана, технического плана или акта обследования. Перечисленные нормативные правовые акты не содержат положений о порядке подготовки, содержании и использовании заключения кадастрового инженера без взаимосвязи с соответствующими межевым планом, техническим планом или актом обследования. В связи с этим заключение кадастрового инженера не может рассматриваться как документ, подтверждающий факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, указываемый в поле 5.4.1 формы заявления.
Акт кадастрового инженера
Отметим, что составленный кадастровым инженером акт обследования может являться документом, подтверждающим факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. Так, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ в Определении от 20.09.2018 № 305-КГ18-9064 рассмотрела ситуацию, когда у компании имелось в собственности здание, которое было снесено. Фактический снос здания и его списание с бухгалтерского учета состоялось 15 апреля 2015 г. А запись о прекращении права собственности и ликвидации объекта в Единый государственный реестр прав на недвижимость и сделок с ним была внесена 24 сентября 2015 г. Компания исчислила налог на имущество, исходя из даты сноса 15 апреля 2015 г. Но налоговики посчитали, что налог следовало исчислять до момента исключения сведений о здании из государственного реестра.
Суды трех инстанций встали на сторону инспекции. Они исходили из того, что спорное здание включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база на 2015 г. определяется как их кадастровая стоимость. И в отношении таких объектов недвижимости установлен специальный порядок определения налоговой базы, отличный от правил бухгалтерского учета. А именно, в целях применения положений ст. 378.2 и 382 НК РФ датой прекращения прав собственности на снесенный объект недвижимого имущества признается дата снятия с государственного кадастрового учета такого объекта.
Судебная коллегия Верховного суда РФ с таким подходом не согласилась. Она указала, что законодательство о налогах и сборах связывает обязанность по исчислению и уплате налога на имущество организаций с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов недвижимости, способных приносить экономические выгоды его владельцу и потому признаваемых частью активов налогоплательщика — объектами основных средств. Право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи. На основании п. 1 ст. 235 ГК РФ и с учетом разъяснений, данных в п. 38 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в случае сноса объекта недвижимости право собственности на него прекращается по факту уничтожения (утраты физических свойств) имущества.
Исключение из государственного кадастра сведений об учтенном объекте недвижимости лишь подтверждает факт прекращения существования объекта. По настоящему делу в подтверждение отсутствия объекта налогообложения налогоплательщиком представлен акт от 15 апреля 2015 г., составленный кадастровым инженером и вошедший в пакет документов, на основании которых впоследствии сведения о здании были исключены из государственного реестра недвижимости. То обстоятельство, что по состоянию на 15 апреля 2015 г. спорное здание физически не существовало, налоговым органом не оспаривалось ни в ходе проведения налоговой проверки, ни в рамках судебного разбирательства. Достоверность составленного кадастровым инженером акта не опровергнута.