В очередном комментарии Банка России «Инфляционные ожидания и потребительские настроения» отмечено, что в апреле инфляционные ожидания населения значительно увеличились, достигнув максимальных значений с февраля 2017 г. Оценки краткосрочных ценовых ожиданий предприятий также продолжили быстро расти.
По данным опроса ООО «инФОМ», проводимого по заказу Банка России, инфляционные ожидания населения в апреле существенно увеличились. Они превысили локальный максимум декабря 2020 г. и достигли максимальных значений с февраля 2017 г. Медианная оценка ожидаемой в ближайшие 12 месяцев инфляции составила 11,9% (+1,8 п.п. к марту). Заметно выросла и наблюдаемая населением инфляция. Ее медианная оценка составила 14,5% (+1,9 п.п. к марту). Свои оценки наблюдаемой и ожидаемой инфляции увеличили респонденты как со сбережениями, так и в гораздо большей мере без сбережений.
Авторы комментария отмечают, что повышение оценок наблюдаемой и ожидаемой инфляции прежде всего было связано с ускорением текущего роста цен на отдельные продовольственные товары и бензин, а также с повторным ослаблением рубля, произошедшим в конце марта—начале апреля. Этими индикаторами чаще всего руководствуется население в своих предположениях о будущей инфляции. В апреле респонденты заметно чаще, чем в предыдущем месяце, говорили об удорожании бензина и яиц. Ускорение роста цен на эти товары было зафиксировано Росстатом в марте текущего года. В ответах на вопрос о наблюдаемом росте цен увеличилось количество упоминаний и большинства других часто приобретаемых товаров и услуг.
В апреле выросли значения баланса ответов на вопросы о качественном изменении текущей и будущей инфляции. Как и в марте, наиболее существенно увеличились оценки роста цен за прошедший месяц и ожидания на месяц вперед. При этом ожидания на год вперед возросли незначительно, оставшись ниже уровня второй половины 2020 г.
Инфляционные ожидания населения до конца 2021 г. и на три года вперед в апреле почти не изменились.
Из-за незаякоренности инфляционных ожиданий на цели Банка России по инфляции и их высокой чувствительности к динамике цен на отдельные товары ожидаемая инфляция сохраняется на повышенном уровне, что создает риски вторичных эффектов для ценовой динамики, констатируют аналитики Банка России.
По данным мониторинга, проведенного Банком России в апреле 2021 г., ценовые ожидания предприятий на три месяца вперед ускорили рост, превысив локальные максимумы 2019 — 2020 гг. Средний ожидаемый темп прироста цен в ближайшие три месяца составил 4,0% в годовом выражении (в апреле 2020 г. — 3,1%).Главная причина роста ценовых ожиданий осталась прежней — рост спроса в условиях высокого давления со стороны издержек. Доля предприятий, отметивших рост издержек за последний месяц, выросла до максимального уровня за последние шесть лет. Рост стоимости сырья, материалов и комплектующих, включая моторное топливо, отмечали восемь из десяти предприятий.
В большей степени ценовые ожидания росли в потребительском секторе — торговле и сфере услуг. Средний темп прироста цен в ближайшие три месяца, ожидаемый предприятиями розничной торговли, составил 6,8% (в годовом выражении; в апреле 2020 г., в момент ажиотажного спроса на продукты питания перед локдауном, — 8,7%).
Вмененная инфляция на ближайшие два года, заложенная в цены ОФЗ-ИН, в апреле почти не изменилась по сравнению со средними значениями марта (3,8%). Прогнозы инфляции профессиональных аналитиков на 2021 и 2022 гг. увеличились, но остались вблизи 4%. По прогнозу Банка России, инфляция в 2021 г. составит 4,7—5,2%. В условиях проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция вернется к цели Банка России в середине 2022 г. и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем. Траектория ключевой ставки будет в существенной мере зависеть от скорости снижения инфляционных ожиданий населения и бизнеса, говорится в информационно-аналитическом комментарии Банка России.