Динамика ключевых показателей деятельности розничных компаний в IV квартале прошлого года продемонстрировала явное торможение. Негативный тренд не смог выправить даже традиционный предновогодний оптимизм, в прежние годы не раз спасавший отрасль. В условиях продолжающегося снижения реальных доходов населения, ограничения потребительского кредитования индекс предпринимательской уверенности вышел из положительной зоны и просел до –2%.
Быстрое снижение важнейших индикаторов работы торговой отрасли стало результатом продолжающегося в течение года акцентированного сокращения востребованности заказов на поставку товаров. По итогам года уменьшение спроса на реализуемую продукцию констатировали уже 35% респондентов против 25% в III квартале.
Вслед за спросом пошли вниз показатели объема продаж и розничного товарооборота, что зафиксировали 36 и 44% предпринимателей соответственно.
Кроме того, завершение 2015 г. прошло под знаком активного сокращения персонала в розничных предприятиях. По сравнению с предыдущим кварталом сокращение кадров констатировали 30% руководителей. Баланс оценки изменения численности составил –15%.
Цены слегка порадовали покупателей
В последнем квартале 2015 г. ретейлеры были вынуждены замедлять рост цен по сравнению с началом года. Основным антиинфляционным фактором выступила низкая покупательская способность граждан на фоне продолжающегося снижения их доходов, которая вынудила коммерческие предприятия стабилизировать цены, в «ручном режиме» контролируя их динамику.
В целом темпы роста цен оставались высокими, однако относительно показателей III квартала продемонстрировали умеренное замедление. Факт повышения констатировали менее 50% руководителей торговых фирм против 60% в I квартале прошлого года. Баланс оценки изменения цен с начала года опустился с +56 до +44%.
На этом фоне продолжила сжиматься ассортиментная матрица в торговых организациях. На изменение структуры товарной линейки негативно повлияли ограниченные возможности предпринимателей пополнять ассортимент товарами в рамках программы импортозамещения. Если в IV квартале 2014 г. баланс оценки изменения ассортимента составлял +10%, то по итогам последних месяцев прошлого года он снизился до минимального ретроспективного значения — +4%.
В наступившем году, как показывают ожидания топ-менеджеров коммерческих компаний, ассортиментная политика останется одной из сложных проблем в торговых организациях. Опрос Росстата показывает, что руководители торговых предприятий в своих оценках не настроены на расширение номенклатуры товаров.
Главная задача — сохранить бизнес
«Один из стратегических сегментов российской экономики — розничная торговля — завершила 2015 г. с самыми худшими результатами более чем за десятилетний период проведения конъюнктурных обследований. Приходится констатировать, что поставлена новая точка отсчета в развитии торговли, — комментирует сложившееся положение директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. — Внешние и внутренние экономические и геополитические стрессы, обусловливающие разнообразие конъюнктурных дисбалансов в течение последних полутора лет, определили новую реальность для торгового бизнеса, а также заложили возможные негативные изменения контекста для его будущего развития».
Многие предприниматели, занимающиеся торговой деятельностью, перешли из разряда привычных оптимистичных российских бизнесменов в категорию депрессивных. Эмоциональный спад всех участников рынка выражается в исторически низких для конъюнктурных обследований оценках относительно развития торгового процесса и в наступившем году.
Данное обстоятельство, по мнению ученых «Вышки», выглядит удручающе, ведь одним из главных качеств российских предпринимателей, даже далеко не в лучшие периоды экономической конъюнктуры, всегда оставался их позитивный настрой. К примеру, очевидна колоссальная разница делового самочувствия предпринимателей в кризис 2009 г. и сейчас. На фоне депрессивных плановых оценок на 2016 г. настроения предпринимателей в прошлый кризис выглядят как легкое разочарование.
Такое положение дел неудивительно, поскольку тогда бизнес имел внушительную поддержку со стороны потребительского рынка и достаточно широкого спектра доступных кредитных продуктов, которые уже к концу 2010 г. вывели торговлю из кризисного пике.
Сейчас такая ситуация маловероятна. Население все глубже погружается в психологическую воронку девальвационных инфляционных ожиданий, ведь никаких страховок от повторения очередного «черного вторника» у домашних хозяйств так и не появилось.
В свою очередь, многие предприниматели предпочитают жить сегодняшним днем из-за неопределенности происходящих событий, отказываются от стратегического планирования своего бизнеса на ближайшие два-три года, сводя к минимуму инвестиционные и другие финансовые риски.
«Не оправдывает себя и процесс импортозамещения в рамках которого, по крайней мере, в ближайшей перспективе, пока не удастся восполнить дефицит товаров по большинству категорий, а следовательно, будет и дальше сужаться пространство для маневра при формировании номенклатуры товаров, — прогнозирует развитие ситуации Г. Остапкович. — Тем не менее, видимо, глубина торгового спада дошла до своего предела, что позволяет с осторожностью исключить дальнейший провал тренда. В 2016 г., особенно в первые месяцы, перед предпринимателями стоит главная задача — сохранить бизнес и выжить в рамках маржи, которую сейчас формирует потребитель».