Оборот розничной торговли за январь — декабрь 2020 г. сократился в сопоставимых ценах на 4,1% к предыдущему году. Однако доля потребления населением продовольственных товаров выросла с 36,97% в 2019 г. до 38,16% во время кризиса. Объем платных услуг населению продемонстрировал беспрецедентное снижение (на 17,3%), при этом ритуальные услуги, увы, выросли на 3,8%. Эксперты считают, что возвращение к прежней модели потребления возможно только после полного снятия пандемических ограничений и выхода экономики на докризисные показатели, включая реальные доходы граждан.
Оборот розничной торговли в ежемесячном формате, по данным аналитиков РАНХиГС, показал максимальный спад (на 23% к аналогичному месяцу предыдущего года) в апреле 2020 г., в том числе на 35% в продажах непродовольственных товаров и на 9% в торговле продуктами питания. Еще сильнее, чем розничная торговля, сократилась в период начала пандемии сфера услуг: спад на 38—39% в апреле — мае 2020 г. относительно объема услуг, потребленных населением в аналогичные месяцы 2019 г.
За счет отложенного спроса розничная торговля непродовольственными товарами быстро восстановилась почти до уровня предыдущего года уже в июле — октябре 2020 г. Однако потребление продуктов питания к началу осени оставалось ниже прошлогодних показателей на 3—4% (август — сентябрь). Объем платных услуг в сентябре составил 88% год к году, а с новой волной ограничений в ноябре — декабре потребление услуг еще снизилось относительно аналогичных месяцев предыдущего года.
«В целом за январь — декабрь 2020 г. оборот розничной торговли сократился в сопоставимых ценах на 4,1% к предыдущему году, в том числе на 2,6% по продовольственным и на 5,2% по непродовольственным товарам, — отмечает эксперт лаборатории исследований уровня жизни и социальной защиты РАНХиГС Александра Бурдяк. — Объем платных услуг населению в сопоставимых ценах снизился на 17,3%. И если похожий по масштабу спад в потреблении продовольственных и непродовольственных товаров мы наблюдали в 2016 г., то столь существенное сжатие сферы услуг, которое произошло в 2020 г., беспрецедентно».
Более чем наполовину по сравнению с предыдущим годом сократились объемы платных услуг, оказанных населению туристскими организациями (48% от уровня 2019 г.) и организациями культуры (47%). Свыше трети потеряли размеры услуг физической культуры и спорта (67,4%), услуг, оказанных гостиницами (64,9%), санаторно-курортными (59,8%) и транспортными (60,9%) организациями.
В меньшей степени пандемия отразилась на бытовых услугах (85,4%), платных услугах системы образования (87,4%), медицинских (90,5%), юридических (91,2%), телекоммуникационных (95,0%), жилищных (95,2%) и коммунальных услугах (96%). Печальным итогом пандемии стал рост потребления ритуальных услуг (103,8% к показателю 2019 г.).
Суммарные продажи сахара и крупы через крупные и средние организации розницы за январь — декабрь 2020 г. составили 89,4 и 96,9% по сравнению со значениями 2019 г.
По остальным группам продуктов питания в прошлом году был отмечен рост продаж к уровню 2019 г. в сопоставимых ценах: яиц — на 28%, свежего картофеля — на 25%, животных жиров, масла, мяса птицы, муки и свежих овощей — на 22%, сыра — на 20%, мяса животных — на 16%, растительного масла — на 15%, свежих фруктов — на 11%.
В условиях общего снижения оборота розничной торговли пищевыми продуктами на 2,6% продажи продовольственных товаров выросли у крупных и средних торговых предприятий. Это обусловлено, с одной стороны, сокращением оборота общественного питания в период строгого локдауна в апреле — мае более чем на 50%, с другой — развитием сервисов бесплатной доставки из крупных магазинов в период пандемии.
Расширению торговли продуктами питания в режиме онлайн способствовал рост числа россиян, которые перешли на дистанционный формат работы. Опросы ВЦИОМ показывают, что даже после снятия основных ограничений, связанных с пандемией, в Москве и Петербурге в удаленном режиме трудятся 24% работников. В целом же по стране, по словам главы Минтруда Антона Котякова, в дистанционном формате работают около 3,7 млн россиян, или 7% от всех трудоустроенных граждан.
На основе сложившейся в текущем году модели потребления Росстат ежегодно вычисляет матрицу весов, предназначенную для расчета индекса потребительских цен (ИПЦ) в следующем году. В развитии структуры потребительских расходов населения за последние десять лет, по мнению А. Бурдяк, можно с определенной долей условности выделить три этапа.
В 2010—2013 гг. снижалась доля расходов на питание (с 38,5 до 36,5%) и росло потребление непродовольственных товаров (с 35,6 до 37,7%) на фоне стабильной доли расходов на услуги (25,8—25,9%).
В 2014—2015 гг., напротив, росли расходы на продовольственные товары (до 38%) и сокращалась доля непродовольственных изделий (до 36,5%).
В период 2015—2019 гг. увеличилась доля расходов на услуги (с 25,5 до 27,8%), тогда как расходы на покупку и продовольственных, и непродовольственных товаров снижались.
В 2020 г. модель потребления изменилась: доля расходов на услуги снизилась почти до уровня 2016 г., а доля затрат населения на продовольствие заметно увеличилась.
В «спокойное» непандемическое время рост доли расходов домашних хозяйств на питание мог бы сигнализировать о росте бедности, так как в бюджетах низкообеспеченных семей превалируют расходы на еду. Однако последние на данный момент официальные статданные говорят лишь о незначительном росте доли бедного населения в январе — сентябре 2020 г. (она увеличилась год к году на 0,2 п.п.).
В целом материальное положение граждан, по оценке ученых РАНХиГС, ухудшилось во время пандемии. С одной стороны, согласно опросам ФОМ, в апреле — мае 2020 г. до 45% населения старались экономить больше, чем до эпидемии. В августе — сентябре доля тех, кто стал больше экономить, снизилась до 36%, а с октября по декабрь она снова превысила 40%. С другой стороны, ухудшение коснулось не всех: под влиянием пандемии не изменилась доля российских домохозяйств, которым в течение последнего года приходилось экономить или отказываться от ранее запланированных покупок. С февраля 2019 г. по декабрь 2020 г. она составляла 75% +/–2 п.п. При этом почти четверть домашних хозяйств не экономили.
Возвращение к прежней модели потребления возможно только после полного снятия пандемических ограничений и выхода экономики на докризисные показатели, в том числе реальные доходы россиян.
Вместе с тем в ближайшее время правительство, возможно, примет решения, направленные на увеличение потребления продовольственных товаров самыми бедными слоями населения (введет специальные карточки). Тогда доля потребления продуктов питания может оставаться на высоком уровне. Кроме того, спад пандемии, будем надеяться, приведет к сокращению потребления ритуальных услуг.